Люди настолько разочарованы в Лукашенко, что демократическим силам нужно просто проконтролировать низкую явку на участки.
Своими впечатлениями от последнего месяца «избирательной» кампании в Беларуси в интервью charter97.org поделился молодежный лидер, журналист Франак Вячорка.
- Какое впечатление производит на вас эта «избирательная» кампания? В чем ее отличие от предыдущих?
- Как и ожидалось, это самая неинтересная – ни для народа, ни для общественных активистов – кампания. Если оценивать участие 4-х кандидатов, зарегистрированных Лидией Ермошиной - все они зарегистрированы по принципу полезности для Александра Лукашенко.
Мы имеем дело с фейковым пророссийским кандидатом, фейковым «прооппозиционным» кандидатом, просто фейком Сергеем Гайдукевичем и Лукашенко, который по этой формуле должен быть «меньшим злом» для обывателя.
Я полагаю, что Ермошина и правительство очень надеются на явку на этих «выборах», рассчитывая на признание результатов и свою легитимизацию на Западе. Потому для наблюдателей и оппозиции явка – это единственное, что можно и нужно проконтролировать.
Я не вижу особого смысла в агитации, особенно за таких «кандидатов», и в наблюдении за подсчетом голосов, так как отточенная годами машина фальсификации не дает наблюдателям реально проследить за цифрами, публикуемыми в итоговых протоколах.
В любом случае – я не верю в признание этих «выборов» Западом. Мне удалось поговорить с некоторыми наблюдателями БДИПЧ ОБСЕ, которые уже несколько месяцев работают в Минске и регионах. У них есть определенное разочарование: возлагались надежды на хоть какую-то «либерализацию», хотя бы на уровне 2010 года, но Лукашенко боится идти даже на это. Поэтому все предсказуемо, и Лукашенко не дождется никаких признаний.
- Кроме международного непризнания, каким образом демократические силы могли бы сломить эту игру властей в «выборы»?
- Я думаю, единственный способ для демократическо оппозиции переиграть власть – это не играть по ее правилам. «Выборы» проходят с использованием репрессивного аппарата, по схеме, которая имеет предсказуемый финал. И для оппозиции единственный выход – это ломать шаблоны, действовать непредсказуемо, проводить креативные акции, вовлекать новых людей.
Если ситуация в Беларуси будет меняться – она будет меняться не на «выборах». И Майдан, и Молдова, и Армения показали, что это вполне возможно. «Выборы» только загоняют нас в ловушку этого дня голосования, после когорого, как правило, наступает апатия и усиление репрессий.
Если «выборы» являются такой ловушкой – имеет ли смысл вообще в них участвовать?
- Игнор этих «выборов» происходит сам по себе. Я сейчас в Минске встречаюсь и говорю с разными людьми, особенно из «социальных» профессий: водителями, таксистами, кондукторами, продавцами. И я пока не встретил ни одного человека, который бы агитировал за участие – даже среди противников оппозиции.
Выдвижение «кандидатов» - это попытка упаковать эти «выборы» в блестящую, яркую обертку. Но люди настолько разочарованы в теперешней власти, что их даже и эта «обертка» не мотивирует явиться на участки. Я думаю, что придти туда их не соблазнит даже дешевая водка по 8,5 тысяч рублей, которая продается сейчас в каждом кафе.