Кандидаты в президенты Беларуси обнародовали свои программы. Их поверхностный анализ (глубинный просто невозможен) производит тягостное впечатление. Главный принцип всех программ: «Я приду к власти и сделаю всем хорошо. Как – неважно». В самом деле, все кандидаты написали, ЧТО они хотят сделать, но не указали, КАК будут это делать, придя к власти.
И на Западе, и в соседней России программы кандидатов в президенты – это полноценные, сложные и подробные документы. Публике их презентуют задолго до выборов (минимум за полгода), по ним дискутируют, их обсуждают. Обычный объем такой программы – средних размеров книга. Но в Беларуси все кандидаты на нынешних выборах, не сговариваясь, действуют исходя из тезиса: «программу все равно читать никто не будет, на избирателя надо воздействовать силой своей личности». А потому программы кандидатов выглядят написанными скорее для проформы, в рамках «отбывания номера» под названием «президентские выборы».
Ну а раз уж все равно пришлось что-то писать, то написать решили максимально по-популистски, стараясь завоевать симпатии большей части избирателей, электората, привыкшего к льготам, к той модели псевдосоциализма, которая старательно сохраняется в Беларуси действующей властью.
БДГ решила изучить и сопоставить программы кандидатов.
Татьяна Короткевич
Единственный кандидат от демсил на этих выборах, она первая опубликовала свою предвыборную программу. Программу? Первое впечатление от программы Короткевич – «это, наверное, розыгрыш». Вся программа первой в истории Беларуси женщины-кандидата уложилась в 260 строчек (примерно шесть машинописных страниц). Вся! Понятно, что в такой объем единственное, что можно втиснуть, – это набор популистских штампов по принципу «надо понравиться пенсионерам».
Программа очень слабо структурирована, социальные, экологические и прочие вопросы идут вперемешку, отсутствует логика изложения. Более того, когда читаешь программу Короткевич, то понимаешь: все, написанное в ней, мы уже слышали… в выступлениях Александра Лукашенко. Например, предложение «связать образование с рынком труда, чтобы оно давало не «корочку», а востребованную профессию». Или это: «провести пенсионную реформу, без повышения пенсионного возраста». Или вот это: «добиться стабильности валюты и защиты вкладов, обуздать инфляцию, достичь абсолютной сохранности и тайны частных вкладов, сделать доступными банковские кредита» (орфография оригинала сохранена).
Вообще, написанную программу не помешало бы вычитать – например, абзац про адресную социальную помощь идет два раза подряд, в двух разных вариантах с грубыми ошибками. Кажется, именно так выглядит неуважение к своим избирателям.
У Короткевич мы в любом случае видим не программу, а общий набор тезисов. По идее, там тогда должна быть ссылка на сайт, где эта программа описана развернуто. Но ничего подобного нет. Плюс Короткевич много говорит о поддержке белорусского языка, но программа представлена только в русскоязычной версии.
В соцсети Facebook, где развернулось обсуждение программы Короткевич, ее, как лев, защищал Юрий Воронежцев (доверенное лицо кандидата). Защищал, не стесняясь в выражениях – например, «Известные политики уже разбирают на цитаты и делают отдельные пункты основой для своих новых инициатив» (известные политики, полагаю, очень удивились) или «Мы знаем лучше социологов, что волнует людей, и решение каких проблем они ждут». Также, по его словам, развернутая версия программы Татьяны Короткевич существует, но находится «в стадии доработки». Это за считанные недели до выборов!
Программу Короткевич уже резко раскритиковал экономист, глава «Центра Мизеса» Ярослав Романчук. «Татьяна Короткевич – социалист, сторонник грубого государственного интервенционизма в экономику. Она верит в добродетель заботливого государства, в честность, порядочность, всезнание и всесилие распорядителей чужого (политиков и чиновников). … Короткевич – социалист-утопист, не тронутый знаниями экономической науки и истории. Понятие «бесплатно» по отношению к услугам или товарам (образование, медицина) – это повестка дня советской компартии на протяжении многих десятилетий, – пишет Романчук. – Короткевич – за контроль чиновников над производителями товаров и услуг. Она опасна для национального бизнеса и предпринимательства. Она обещает разработать “систему поддержки социально ответственного бизнеса”. Критерии поддержки будут разрабатывать сами чиновники, а потом делить деньги налогоплательщиков. … Татьяна Короткевич – любитель бюрократического стиля и отписок. По теме “создание рабочих мест” написать только “конкурентная и инвестиционно привлекательная экономика будет содействовать созданию новых рабочих мест и самозанятости” – это как пожелать больному раком надежды на выздоровление и прописать диету из яблок и мороженого».
И так дальше, по пунктам, жестко и беспощадно.
Сергей Гайдукевич
Лидер либерал-демократов представил свою программу на пресс-конференции 14 сентября. Там же, отвечая на вопрос БДГ, он сказал: «Эта программа уже более пяти лет висит на нашем сайте. Там ничего не изменилось. Наша партия выходила с этой программой и на парламентские выборы. И основные направления партийной программы вошли в мою личную программу как кандидата в президенты Беларуси. Но людям программа не нужна. Людям не интересны какие-то цифры, людям важно четко знать – скажем, по социальному направлению, – развитие предпринимательства: предпринимателю надо дать возможность на протяжении двух лет после регистрации работать без налогов. Предпринимателю надо дать возможность покупать административные здания, которые ему требуются, и за которые не надо постоянно платить аренду. То есть вещи, которые не надо за пять месяцев или за год до выборов расписывать».
В самом деле, по объему собрание основных тезисов Гайдукевича очень похоже на программу Короткевич, но тут реально присутствует и полная версия программы, размещенная на сайте ЛДПБ. Хоть есть что почитать.
Если отбросить пафос и громкую риторику, то по своей сути программа Гайдукевича (она же – программа партии) – гладкая, обтекаемая, в ней авторы уходят от ряда важных проблем. С другой стороны, они не стараются избежать конкретики, говоря о структурных реформах экономики. Но и в данном случае видно, что хотя определенная работа проделана, но это работа политиков, а не аналитиков, не экспертов, скажем, по экономике. Вообще, экономика – традиционно слабое место в программах всех кандидатов. Хотя нельзя не признать: на фоне соперников пока программа Гайдукевича выглядит наиболее достойной. Но только на их фоне, не более того.
Николай Улахович
Единственный кандидат на этих выборах, который не только не имеет собственного сайта в интернете, но и, кажется, вообще отрицает компьютерные технологии. По крайней мере, его программа в электронном виде просто отсутствует. Более того, его штабу во вторник, 15 сентября, стоило больших усилий отыскать кого-то кто умел обращаться с электронной почтой и смог разослать журналистам отсканированные (!) буклеты с набором программных тезисов главного «казака» Беларуси.
Что до содержания программы, то тут все еще печальнее, чем у Короткевич. Главный лозунг – «За мир, спокойствие и порядок». Озвучив его, Улахович не переходит к сути программы, а рассказывает о себе. И только потом – некие тезисы, разбитые на шесть блоков (всего – 100 строк благих пожеланий).
Первый блок – духовно-патриотическое воспитание – явно «конек» кандидата в президенты. В нем Улахович предлагает развивать национальную идентичность белорусской нации «на основе многовекового исторического наследия, традиций и культуры, через возрождение родного языка».
Второй блок – укрепление государственности. Здесь «казачий генерал» уже не выдерживает и срывается в риторику в духе Проханова: «мудрость и опыт белорусского народа позволяют избежать слепого следования принципам иллюзорной зарубежной демократии, без отрицания передовых общечеловеческих ценностей и значимости наиболее передовых форм взаимодействия гражданского общества и власти». Но вполне здравой выглядит идея «перейти на смешанную систему выборов по партийным спискам, устранить чрезмерную централизацию, дать больше самостоятельности субъектам хозяйствования, обеспечить независимость всех ветвей власти». Этого нам действительно не хватает сегодня.
Третий раздел программы, посвященный экологии, оказался самым лаконичным. Улахович, оказывается, выступает за бережное отношение к природе, внедрение прогрессивных методов хозяйствования и «зеленых» технологий. А кто выступает против?
В четвертой, экономической части кандидат очень разумно предлагает отказаться от производства «всего у себя», расширить межгосударственную экономическую интеграцию и создать условия для притока инвестиций. Здесь же – предложения обеспечить поэтапное сокращение внешнего госдолга, проведение взвешенной монетарной политики, упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов. Сюда же – поддержка малого предпринимательства. Но ни слова о том, как все это следует делать.
Пятый блок программы – сфера трудовых отношений. Тут царит полный социализм – гарантии полной занятости для трудоспособного населения, использование опыта работающих пенсионеров, сохранение «преемственности трудовых династий», изменение существующей контрактной системы. Здесь же – продолжение субсидирования государством услуг ЖКХ.
Последний блок посвящен социальной сфере. Николай Улахович обещает обеспечить достойную зарплату врачам, медперсоналу, учителям, сотрудникам дошкольных учреждений, работникам культуры и сохранить господдержку для наименее обеспеченных слоев населения. Плюс увеличить государственные вложения в здравоохранение, образование, культуру и науку, а также обеспечить равную доступность к ним населения. Странно будет, если после всего этого Улаховича не изберут президентом с 99% голосов.
Остается программа Александра Лукашенко. Но она пока не опубликована, так что и обсуждать пока, к сожалению, нечего.