Юристы заявляют о грубом нарушении властями белорусского законодательства и международных норм.
Согласно новому постановлению Совмина, лиц, отбывающих административный арест, могут принудительно привлекать к "общественно-полезным работам". Их могут заставлять работать до 8 часов в день и до 40 часов в неделю, а платить за это не обязаны.
Юрист и руководитель правозащитного центра "Правовая помощь населению" Олег Волчек в разговоре с "Радыё Свабода" называет это крепостным правом:
"Такое законотворчество противоречит не только Конституции, но и Процессуально-исполнительному кодексу Республики Беларусь, статьям 18.5 и 18.8. Арестованные лица, находящиеся под арестом, могут привлекаться к работе только с их согласия. И если они привлекаются, то на них распространяется трудовое законодательство: с ними должны заключить договор подряда, составить акт о выполненной работе... Но, судя по этому документу, их будут направлять на принудительные работы без оплаты", - сказал он.
Волчек перечисляет и другие недостатки постановления. Сами принудительные работы - это дополнительное к заключению наказание, не записанное в приговоре, что незаконно. Непонятно также, как будет оцениваться пригодность заключенного к конкретной работе: нужно проводить медкомиссии, проверять навыки. Неизвестно и то, кто понесет ответственность в случае травмы заключенного, который должен к тому же заплатить за "добровольную" страховку.
"Это мне напоминает крепостное право, которое у нас было при феодализме 200-300 лет назад, когда человек работал за ложку супа и не было у него никаких прав, - считает Волчек. - Это же сейчас происходит в Беларуси".
Он сомневается и в эффективности такой работы для предприятий: инструктажи, питание, доставка на место работы и другие мероприятия сделают принудительный труд невыгодным. Мера эта скорее направлена на то, чтобы люди платили "налог на тунеядцев", считает правозащитник. К тому же в центрах занятости людей сейчас больше, чем вакантных мест - использование принудительного труда скорее заинтересует тех, кто хочет "отмыть деньги".
"Кодекс позволяет гражданину отказаться, у арестованного есть право обжаловать эти действия прокурору и высшей инстанции, - напоминает Волчек. - Дополнительной ответственности за то, что человек откажется выполнять принудительную работу, нет".
Постановление Совета министров № 771 - о порядке привлечения административно арестованных к общественно полезным работам - лишь конкретизирует нормы противоречащего Конституции декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», согласно которому люди, которые не заплатили сбор, не имеют источников дохода, могут привлекаться к административной ответственности, в частности, к административному аресту, поясняет юрист Белорусского Конгресса демократических профсоюзов Елена Еськова.
"Ни в одной стране мира за такое административное правонарушение, как неуплату каких-то сборов, не наказывают лишением свободы. А арест - это лишение свободы. Все эти так называемые "общественные работы", перечисленные в постановлении Совмина, - это форма принудительного труда.
Во-первых, незаконно то, что люди привлекаются к общественным работы не по решению суда. Во-вторых, это принудительный труд. Это не согласуется ни с международными нормами - документами Международной организации труда, ни с Конституцией Республики Беларусь.
То есть Беларусь - единственная страна в мире, которая ввела сбор с безработных и где за административное правонарушение предусматривается арест с использованием принудительного труда. К принудительному труду привлекают только за уголовные правонарушения. То есть в Беларуси бесплатная рабочая сила будет использоваться в принудительном порядке. А если таких людей будет много, придется создавать специальные лагеря, где люди будут бесплатно работать. То есть мы единственная страна, где создан такой прецедент.
Причем, раньше Лукашенко упоминал, что к концу года, возможно, этот документ будет пересмотрен, но ничего не пересмотрел.
Хочу обратить внимание еще на одно обстоятельство, связанное с декретом №3 насчет "тунеядцев". Там записано: "На тех, кто не может быть арестован, налагается штраф". То есть арест с использованием принудительного труда рассматривается как доминирующая мера", - отмечает юрист БКДП Елена Еськова.