Чем похожи и чем отличаются предвыборные платформы Александра Лукашенко в 2010 году и в 2015-м? Главное сходство – популизм, игра на патриотических чувствах и разговоры об эффективном государственном управлении. Главное отличие – описание многочисленных вызовов и угроз, разговоры о реформировании страны, предстоящих непростых реформах, связи заработных плат с производительностью труда и энергоэффективностью.
Газета «СБ-Беларусь сегодня» опубликовала предвыборную программу «самого главного кандидата» в президенты – Александра Лукашенко. Пока все аналитики сравнивают ее с программами прочих кандидатов, мы решили сравнить нынешнюю программу действующего главы страны с его же программой, – но пятилетней давности, на выборах 2010 года.
Первое отличие – размер. Нынешняя программа содержит 12.167 знаков (с пробелами), тогда как пять лет назад президент уложился в 7.930 знаков. Второе отличие – лозунг, под которым президент идет на выборы. Прежний лозунг «За сильную и процветающую Беларусь» сменился новым: «За будущее независимой Беларуси!».
И пять лет назад, и сейчас Лукашенко начинал свой программный документ с перечисления основных достижений последних двух десятков лет. «Мы построили свое государство – свободную и суверенную Беларусь. Мы живем в мирной, спокойной, красивой, ухоженной стране», – уверяет нас президент сегодня. И сразу начинает нагнетать тревогу: «Наше государство очень молодое, и наша независимость не всем по душе. Наша земля и наше достояние, созданное трудом всего народа, по-прежнему манят любителей легкой наживы. Поэтому прежде всего мы должны защитить то, что уже создано».
Пять лет назад президент свои достижения перечислял намного дольше. «Мы… Построили свое государство… Защитили страну от разграбления… Выстояли в мировом кризисе… Спасли село и обеспечили продовольственную безопасность страны… Раскрепостили деловую инициативу… Обеспечили полную занятость… Построили десятки миллионов квадратных метров жилья… Решительно продвинули вперед медицину и образование… Стали жить лучше…», – это только заголовки описаний того, насколько нам стало жить лучше, из программы 2010 года. Всего же перечисление «социальных завоеваний» тогда заняло четверть предвыборной программы.
В этом году все не так. Президент действительно углубляется в историю в первых двух разделах программы – «Свобода и независимость» и «Мир и порядок». Но делает это, постоянно сопоставляя «вчера» и «сегодня». Причем разделы эти – совсем небольшие.
В 2010 году Лукашенко в предвыборной программе почти не говорил об экономике. В основном ставил социальные цели: «Укрепить нацию… Стать богаче… Усилить социальную защиту… Обеспечить мировой уровень медицинского обслуживания… Строить 10 миллионов квадратных метров жилья в год… Усилить роль молодежи… Совершенствовать деятельность власти… Сберечь мир и согласие в обществе…» (это, опять же, заголовки мини-разделов программы).
В экономике же тогда звучали лишь общие слова: «Укрепить национальную валюту… Создать новый облик белорусской экономики… Дать полную свободу инициативе…».
Такой подход сегодня вполне объясним: в 2009-2010 годах мы видели «накачку» экономики дешевыми деньгами (сперва от МВФ, потом от России), на фоне стабильного российского рубля и российского рынка сбыта. И то после выборов пришлось «свалиться» в девальвацию – вспомните первую половину 2011-го.
Но теперь от экономики никуда не деться – впервые президентские выборы проходят на фоне рецессии, на фоне снижения зарплат и пенсий, роста безработицы. Именно поэтому в программе-2015 зато очень много говорится об экономических реформах, которые предстоит провести. Все они описаны в разделе «Труд и благосостояние». Этот раздел занимает без малого 7.000 знаков – то есть по своему объему он сопоставим со всей программой-2010.
Теперь, говоря о белорусской экономической модели, Лукашенко пишет: «Сохранить предприятия, рабочие места для людей, несмотря на любой кризис, – всегда было главным смыслом нашей политики». Однако и тут сразу включаются тревожно-мобилизационные нотки: «Недоброжелатели предрекали нам обвал, крах и хаос. Но мы сохранили предприятия, коллективы, рабочие места. Действуют все социальные программы. Стабилизируется валютный рынок. Уверен: мы выстоим и продолжим развитие». То есть если пять лет назад ставилась задача процветать, то теперь уже требуется выстоять.
Говоря об экономике, кандидат Лукашенко ставит три стратегические цели: занятость, экспорт, инвестиции. В 2010 году все они объединялись одним очень оптимистичным абзацем: «В течение ближайших пяти лет в стране будет реализовано не менее 100 мощных инвестиционных проектов. Появятся новые отрасли: космическая, нано- и биотехнологии, альтернативная энергетика и другие. Это новые производства, новые технологии, новые рабочие места, востребованные на рынке труда, рост экспорта».
Судя по всему, не получилось. Причем не получилось настолько, что теперь пришлось расписывать пять ключевых принципов, которые позволят добиться того же самого – только с меньшим пафосом и большими усилиями.
Эти принципы: «Борьба с инфляцией и ростом цен. Новые подходы к модернизации экономики. Эффективное государственное управление. Привлечение инвестиций, поддержка малого и среднего бизнеса. Открытость глобальному миру и построение экономики знаний». С одной стороны, тут мы видим такие истинно рыночные предложения, как «предоставление государственной поддержки предприятиям независимо от форм собственности на равноправной основе» или «исключение любых форм неправомерного вмешательства в текущую деятельность предприятий, сокращение всех видов и форм отчетности».
С другой стороны – видна искренняя вера в то, что совершенствование госуправления может решить в Беларуси те проблемы, которые в большинстве развитых стран решает свободный рынок. Хотя, конечно, в разделе о госуправлении можно только приветствовать такие меры, как «разделение функций государства как собственника и регулятора» или «расширение полномочий и сфер ответственности Парламента, а также органов местного управления и самоуправления».
Всего этого в программе пятилетней давности просто не было. Хотя, конечно, вопросы остаются. Например, кандидат Лукашенко пишет в своей программе: «Запрет на повышение старых и введение новых налогов в течение пяти лет. Любые изменения налогов – только в сторону уменьшения и упрощения». Как это сообразуется с тем, что на осенней сессии Палата представителей должна рассмотреть проект обновленного Налогового кодекса, в который заложено множество ужесточений налоговой системы, особенно применительно к индивидуальным предпринимателям?
«Если Лукашенко выполнит то, что написано в его предвыборной программе, то он будет не только первым президентом Беларуси, но и первым президентом-рыночником. Реально? Возможно, но только тогда, когда в окружении президента не будет советских типов, серых кардиналов централизованной плановой экономики и законсервированного совка типа Михаила Мясниковича. Новую экономику нельзя создать старыми руками и порочными номенклатурными мыслями, – пишет белорусский экономист, глава «Центра Мизеса» Ярослав Романчук. – Если судить только по программам зарегистрированных кандидатов в президенты, то предвыборная программа Лукашенко, несомненно, самая рыночная и прогрессивная. Сегодня Беларусь по индексу экономической свободы находится на 153-м месте мире. За 20 прошедших лет Беларусь стала независимой. Это замечательно. Если за последующие пять лет новый Лукашенко проведет реформы, которые позволят Беларусь оказаться в Топ-30 лучших стран мира по этому показателю, а также по надежности защиты собственности и качеству госуправления, тогда у нас появится реальный шанс гордиться не только нашей независимостью, но и свободой».
Романчук знает, о чем говорит: в 2010 году он сам баллотировался в президенты, и его экономическая программа тогда была самой полной и подробной из всех 10 программ кандидатов. «Если говорить всерьез, то порадовало то, что власти отчасти начинают понимать те проблемы, которые они сами и создали. Однако те меры, которые они предлагают, противоречивы, неконкретны и требуют воли чиновников», – констатирует он сегодня.