Житель Львова Юрий Яценко рассказал «Общественному телевидению Донбасса» собственную историю, которая произошла с ним на территории Российской Федерации в минувшем году.
Практически год он провел в нескольких СИЗО России - сотрудники российских спецслужб требовали от него признания, что он - украинский диверсант, прибывший в Россию с целью совершения теракта, пишет novosti.dn.ua.
С Юрой пообщался журналист Алексей Мацука в Праге:
«В мае прошлого года (2014 - прим. ред.) я приехал в Россию и на следующий день меня задержали. Сотрудники ФСБ (Федеральная Служба Безопасности - прим. ред.) предложили, чтобы я выступил с дискредитирующими заявлениями против Украины.
Я должен был сознаться, что, якобы, Украина направила меня в Россиб для террористических действий и я как добросовестный гражданин добровольно пришел к ФСБ.
После того как я отказался, они начали мне угрожать и использовали разные виды пыток.
Вывезли в лес, подвесили на «ласточку» к дереву - это когда наручники закреплены сзади. Надели мешок на голову и начали избивать в течении нескольких часов, били по гениталиям, по мягким частям тела, по почкам по печени, мешком с песком по голове. Вставляли пистолет в руку и стреляли около головы. Угрожали что порежут меня на кусочки, если я не буду сотрудничать.
Я отказывался (сотрудничать - прим ред.). Но они сказали что на следующий день со мной продолжат и со мной произойдет то же самое, что я все равно скажу то, что им надо.
На следующий день я, понимая что таких пыток нельзя выдержать, вскрыл себе вены и распорол живот, чтобы от потери крови меня физически нельзя было пытать.
Это не была попытка суицида, а я специально доводил организм до состояния при котором меня невозможно будет пытать.
И только после того как я вскрыл себе вены и не давал себя зашить пока мне дадут перезвонить, мне дали телефон и я сообщил о себе уже через 2 недели пыток и пребывания на территории России, сообщил своим родственникам в Украину.
Они (ФСБ - прим. ред.) также угрожали обколоть меня неизвестным веществом, накладывали жгут на руку, но так это вещество и не укололи.
Самыми разными способами угрожали меня убить.
Угрожали меня отдать Кадырову. Я цитирую - мы тебя отдадим Кадырову и ты будешь у него бандеровским псом.
Через три месяца после этого задержания на меня возбудили уголовное дело. Ранее 3 месяца меня незаконно держали в камере в спецприемнике для иностранцев.
После возбуждения фальсифицированного дела они применяли такие способы давления как одиночные камеры. Я просидел в одиночной камере около трех месяцев. Когда человек в одиночке - легко сойти с ума. Они создавали все условия, чтобы человека полностью изолировать - ко мне не пропускали книги, литературу, газеты около месяца. Меня отправляли в карцеры на 10-15 суток. Карцер это непроветриваемые тюремное помещения со слабым светом и там нельзя спать. На 8 часов в сутки опускают кровать, а остальное время ты должен стоять на ногах потому что если приляжешь на пол, то отморозишь внутренности.
Единственное их требование было чтобы я сказал на камеру, что меня в Россию направила Украина для диверсионных действий. Но я же ехал с личным визитом - частная цель поездки. Я ехал подбирать товары, которые с наценкой можно продать в Украине.
Ко мне подсаживали психически больного в камеру на 3 месяца. Он был опасен как для себя так и для окружающих. Он все время просил, чтобы я его убил.
Подсаживали разных провокаторов, которые захотели спровоцировать меня на преступления и подавить меня психологически.
Весь этот год в русском СИЗО прошел как ад».