Бывший политзаключенный проходит лечение в Одессе после ранения, полученного в Донбассе.
Василий Парфенков рассказал «Радыё Свабода» о своем состоянии и планах.
- Василий, как ваше здоровье?
- Уже лучше, пошел на поправку. Врачи говорят, что отлежусь месяц, и все будет хорошо. Тогда опять поеду на фронт.
- Какие у вас ранения?
- Ноги побило осколками. У меня где-то 8 новых ран, врачи их мажут различными мазями, чтобы не было заражения, осколки достали, раны заживают. Кости целы, поэтому все будет хорошо.
- У вас же там в Песках якобы было перемирие, почему ввязались в бой?
- Да, было перемирие с конца августа, а 13 сентября мы втроем пошли в разведку на нейтральную полосу, посмотреть, как там наши «друзья» сепаратисты, что они нового придумали. Но они нас «засекли», начали по нам работу из АГСа, задели одного из наших. Мы его выносили и зацепили растяжку. Взрыв и ранение.
- Было больно?
- Нет, только почувствовал удар. Стало болеть потом, когда выносили и повезли в больницу, так как на месте не было обезболивающих средств. Шок стал проходить, стало болеть.
- Были сведения, что один из вас ранен серьезно и попал в реанимацию. Какое его состояние?
- Теперь лучше. Мы все пятеро раненых сначала попали в реанимацию, нам сделали операции и перевели по разным палатам. Это было в Днепропетровске. А я сейчас здесь, в Одессе.
- Правда ли, что вас беспилотник заметил?
- Нет, это они послали к нам беспилотник, когда произошел взрыв. Ну, прилетел он и полетел дальше. Мы были на нейтральной полосе, ближе к их линии, приготовились дать бой, если нас попытаются захватить. Но нам на помощь пришли, уже вовсю стреляли с двух сторон, и нам всем удалось выйти.
- Правда ли, что ваши положили трех сепаратистов?
- Сам этого не видел. После того, как нас, раненых, вынесли, бой еще продолжался, наших ребят там было много, а это такие ребята, которые никому не уступят.
- Какие условия в больнице? Паек хороший?
- Условия здесь нормальные, лечат как надо. Питание также приемлемое, к тому же ко мне волонтеры ходят, приносят подкрепление. Журналисты идут, вот как раз сейчас здесь проходит фотосессия. Уже дети были, гимназисты, - тоже поддерживают. Но вы как будете обо мне писать, ни в коем случае не пишите, что якобы ногу потерял - ничего этого нет. А то отец звонил, нервничает, уже хотел ко мне ехать. Не надо за меня беспокоиться, все со мной нормально. Отлежусь - и снова на фронт поеду.
- Какая обстановка на фронте, по крайней мере там, у вас, в Песках?
- Уже говорил, что с конца августа началось перемирие. Сначала у них был день города и день шахтера, попросили соблюдать тишину, потом было 1 сентября, дети в школу пошли, опять все придерживались тишины, потом у вас в Минске были очередные переговоры по Украине и снова мирились. Что теперь будет - не знаю. Не похоже на то, чтобы совсем они успокоились. Посмотрим.
- Изменилось к лучшему обеспечение войск, участвующих в Антитеррористической операции?
- У нас как было обеспечение в основном волонтерами, так и осталось. Что вы хотите, если та же военная форма по норме меняется всего раз в полгода, но на самом деле на войне она изнашивается за месяц? Только волонтеры и могут помочь.
- А желание бороться за Украину еще осталось, или оно выдавливается разочарованием?
- Нет, те, кто там впереди, - как стояли, так и будем стоять. Волонтерские батальоны якобы вывели, но волонтерские отделы остались, только они должны воевать под какой-то «крышей» - всех нюансов раскрывать не буду. Но как воевали, так и будем воевать.
- В больнице нет проблем со статусом?
- Тут есть такая вещь, что в больницу приходят из военной полиции и записывают, из которой ты части. В Днепропетровске, когда только раненые прибывают, такое было. Но здесь ко мне не приходили.
- Так лечат как военного или как гражданского, который почему-то пострадал от взрыва?
- Нет, меня лечат как военного. Относятся с уважением, спасибо, все хорошо.
Василий Парфенков был участником Площади в 2010 году, приговорен к четырем годам лишения свободы, но уже в августе 2011 года был помилован. После этого активист дважды оказывался за решеткой за свою политическую деятельность. Выйдя из тюрьмы в декабре 2014 года, он уехал в Украину и присоединился к белорусским добровольцам, которые принимают участие в Антитеррористической операции в Донбассе.
Василий Парфенков является лауреатом Национальной премии за защиту прав человека имени Виктора Ивашкевича в номинации «За личное мужество», которую в 2015 году вручил ему сайт charter97.org.