Снимать фильмы в нашей стране вскоре можно будет только с разрешения властей и позолотив им руку, согласно проекту нового указа.
Независимым создателям кино для съемок каждой картины потребуется получать у Министерства культуры "удостоверение на право производства фильма на территории Республики Беларусь".
Более того, накануне съемок в министерство нужно нести сценарий фильма - его будут читать несколько экспертных комиссий. Цензоры-функционеры проведут серию проверок текста на предмет экстремизма, пропаганды насилия, порнографии и прочей дряни, притаившейся в разнузданном артхаусе. Если сценарий окажется идеологически выдержанным и не нарушающим "иные требования законодательства", его автор получит разрешение на съемки. Не бесплатное, в пределах 20 базовых величин.
Указ ударит по молодым перспективным режиссерам, документалистам, продюсерам, организаторам фестивалей и остальным работникам киноиндустрии.
Первым о подготовке "драконовского" указа сообщил режиссер и драматург Андрей Курейчик в своем Facebook 11 сентября.
"Ничего более безумного, дикого и вредного - я не читал, - написал режиссер. - Указ предполагает введение разрешительного порядка на создание кино. Любого кино. В таком виде это полный и абсолютный крест на беларусском кинематографе, тотальное уничтожение любой творческой инициативы. Такого нет нигде в мире".
17 сентября кинематографисты Беларуси написали открытое письмо Александру Лукашенко в надежде предотвратить угрозу принятия указа. Они назвали проект "диверсией, которая совершается против президента отдельными чиновниками в предвыборный период".
На следующий день на "Беларусьфильме" по инициативе его нового директора Игоря Поршнева собрались киношники, чтобы обсудить с группой разработчиков пункты будущих клещей под названием "О некоторых вопросах производства фильмов на территории Республики Беларусь и стимулирования развития кинематографии". Из Минкульта на встречу не явился никто.
Андрей Курейчик присутствовал на упомянутом собрании киношников, поэтому охотно рассказал Службе информации "ЕвроБеларуси" о деталях встречи и о своем видении последствий этого указа.
- Андрей, что ждет наше кино после принятия указа, и будете ли вы снимать фильмы на родине в новых условиях?
- Снимать фильмы в Беларуси будет сложно, но мы все равно будем стараться как-то развивать здесь искусство, и киноискусство в том числе. Хотя это будет гораздо сложнее делать. Ни за какими разрешениями, мне кажется, никто не пойдет. Просто в Беларуси возникнет новый интересный сектор - нелегальное кино.
Я не знаю, зачем это государству - уводить в тень огромное количество молодых энтузиастов и людей, которые просто хотят развивать искусство в этой стране. Цели этого указа абсолютно непонятны. Собрались кинематографисты, пытались понять их, сформулировать. Не смогли. Никаких задач по стимулированию или развитию, созданию лучших условий для кинематографа он не выполняет. Наоборот, условия эти ухудшаются, появляются новые бюрократические препоны, создается среда для разнообразных злоупотреблений в этой сфере.
Фактически, это сигнал инвесторам: сюда не надо идти ни при каких обстоятельствах. Вы тут вложите деньги в проект, начнете его подготовку, а вам не дадут разрешения. И вы все потеряете.
Это сигнал и для молодых - не писать. Какой дурак будет писать, чтобы потом какая-нибудь чиновница в министерстве рассказывала ему, как правильно снимать кино. Поэтому указ вреден во всем, и никакого позитива не содержит.
На том заседании кинематографистов не было чиновников. Их не очень-то интересует наше мнение. На "Беларусьфильме" тогда собрался весь спектр нашего кино: документалисты, продюсеры практически всех крупнейших частных компаний, молодые режиссеры и киношколы. И, надо отдать должное, мнение всех было абсолютно консолидированным. Все говорили о том, что указ вреден, даже директор "Беларусьфильма" Поршнев.
В таком виде, как сейчас, указ неприемлем. Абсолютное большинство принципиально не согласилось с этим проектом и предложило не принимать его ни при каких обстоятельствах.
Было принято решение создать рабочую группу, чтобы сделать какие-то предложения министерству. Туда вошли представители киностудии, частные продюсеры, компании, которые оказывают услуги по свету и звуку. Но, к сожалению, из министерства никто не пришел, хотя они знали, что состоится это собрание. Их сигнал кинематографистам был таков: мы примем этот указ при любых обстоятельствах.
- В открытом письме кинематографистов, адресованном Лукашенко, указ называется диверсией чиновников против президента накануне выборов. Согласны ли вы с таким утверждением?
- Я согласен. Потому что этот проект указа писали не кинематографисты. Его писали чиновники. Я так понимаю, лоббирует его непосредственно Ирина Дрига (первый заместитель министра культуры, экс-идеолог из администрации Лукашенко, которая "не согласовывала" концерты Змитера Войтюшкевича. - ЕвроБеларусь).
То, что этот проект настраивает людей против президента, факт. В конце концов, это ведь указ президента, а не Минкульта, не Дриги. Это подрывает авторитет власти в творческой среде.
Письмо будет отправлено через день-два, когда все, кто захочет, его подпишут.
- Кому, по вашему мнению, выгоден возврат в СССР, когда хорошие ленты "зарезали" худсоветы и госкомиссии?
- Я не знаю. Кто-то ведь придумал "тунеядцев", кто-то придумал регулировать все и вся. Видимо, есть крыло людей, которые не хотят, чтобы появлялось независимое кино. Ну, не может чиновник повлиять на мой проект "ГараШ" или на какой-то другой независимый фильм. Это их раздражает, наверное, расстраивает. Других целей я не вижу. Ничего позитивного и созидательного эта бумага не несет.
Все теперь будет по согласованию. А что это за комиссии, кто все эти люди, почему они должны проверять? Этих вещей я не понимаю.
- Сегодня вы уезжаете из Беларуси. Связано ли это с вашими проектами за рубежом?
- Я поеду писать сценарий про одну московскую фирму. Будет полнометражный фильм, который довольно скоро начнут снимать. В России.
Здесь, если примут этот указ, вряд ли будет что-то сниматься. Если в России кинематографистам не надо никаких разрешений, то зачем им этот геморрой - приезжать сюда? Они же - нормальные люди…