В самый разгар президентских выборов Россия поставила Александра Лукашенко в очень неудобное положение: восточная соседка настойчиво предлагает Беларуси разметить на нашей территории свою авиабазу – разговор уже идет про полк тяжелых истребителей Су-27. Судя по всему, это тот самый случай, когда от предложения нельзя отказаться. Хотя, конечно, получить некие «плюшки» за авиабазу от Москвы Минск сможет.
Это острый внешнеполитический момент, про который хором молчат все белорусские госСМИ. Все до единого. Об этом пишут независимые СМИ, пишут российские СМИ, во весь голос говорит оппозиция – но стараются молчать допущенные к выборам кандидаты.
Предложение прозвучало слишком невовремя – ведь на этих выборах Лукашенко позиционирует себя как защитник и единственный настоящий гарант независимости. Он даже лозунг сменил на перехваченный у националистического крыла оппозиции: «За будущее независимой Беларуси!».
Впервые российские самолеты появились в Беларуси на постоянной основе еще в конце 2013 года.Однако с тех пор они все же размещаются на наших авиабазах – так сказать, на правах гостей. И только теперь Москва начала активно продавливать свои военные интересы в нашей стране. Сейчас речь идет о размещении либо в Барановичах, либо в Бобруйске авиаполка, на вооружении которого будут находиться самолеты Су-27. Что само по себе добавляет тревоги. Су-27 – это тяжелый истребитель дальнего радиуса действия, для которого белорусское небо просто тесновато. «По совместительству» – тактический бомбардировщик, способный, помимо прочего, нести тактическое ядерное оружие.
Нынешняя история с российской авиабазой в Беларуси началась 2 сентября, открывая заседание кабинета министров, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сказал: «На следующей неделе у нас будет заседание Евразийского межправительственного совета. Рассмотрим сегодня предложения о подписании соглашения о российской авиационной базе на территории Белоруссии, которое должно быть направлено на имя президента. Цель – обеспечение совместной охраны внешней границы Союзного государства в воздухе».
Тема получила развитие 19 сентября, когда на официальном сайте Кремля появилось распоряжение Владимира Путина: «Принять предложение правительства Российской Федерации о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о российской авиационной базе на территории Республики Беларусь». При этом Путин также поручил МИД и Минобороны РФ начать необходимые переговоры с Минском.
Сейчас на белорусской территории есть два российских военных объекта: РЛС под Ганцевичами и пункт дальней связи с подводными лодками ВМС России около Вилейки. Но это именно военные объекты, а не базы – большинство их сотрудников гражданские лица и вооружения там не размещены. А вот планируемый полк российских тяжелых истребителей – это уже серьезная ударная сила.
Да, российские военные самолеты уже сейчас базируются в Беларуси. Еще 10 декабря 2013 года российские военные летчики приступили к «боевому дежурству в целях обеспечения безопасности Союзного государства Беларуси и России». Их самолеты базируются на аэродроме 61-й истребительной авиационной базы ВВС и ПВО Беларуси в Барановичах. Но это только два звена, размещенные на временной основе и полностью зависимые от белорусской инфраструктуры.
Странное соглашение
Если же появится полноценная российская авиабаза, то все станет намного сложнее. Так, текст проекта соглашения содержит много, мягко говоря, «странных» норм – хотя там и указано, что он «предварительно проработан с белорусской стороной». Правда, неизвестно, кто именно эту сторону представлял.
Уже в первой статье российская авиабаза (далее – РАБ) в Беларуси описывается как объект, расположенный «в географически разнесенных точках (…в местах дислокации)», причем его формирования могут располагаться «вне мест дислокации на участках местности, выделенных уполномоченным органом Беларуси». Простите, так где будет находиться база? На всей территории нашей страны или просто где захочет?
Далее, под воинским формированием РАБ понимается «…формирование Вооруженных Сил Российской Федерации, входящее состав РАБ». Т.е. любое, включенное в состав авиабазы (т.е. подчиненное командиру) и необязательно по своему предназначению связанное с исполнением функций, возложенных на Единую региональную систему ПВО двух стран. Получается, россияне смогут развернуть и сухопутную группировску, объяснив это необходимостью охраны РАБ.
Денег за базу мы, кстати, не получим (а ведь даже США платят Кубе за Гуантанамо). Но дислокация РАБ предусмотрена на безвозмездной основе. При этом к недвижимому имуществу, передаваемому в ее состав, отнесены «…земельные участки, а также расположенные на них железнодорожные пути, автомобильные дороги, полигоны, аэродромы, пункты базирования (обеспечения), капитальные строения (здания, сооружения), стационарные средства наземного обслуживания специального применения, связи, радиотехнического, навигационного обеспечения, воздушные суда, а также другие объекты, предназначенные для функционирования российской авиационной базы». Все имущество, включая земельные участки, передаются российской стороне безвозмездно. Их возврат осуществляется «по фактическому состоянию с учетом естественного износа». О какой-либо рекультивации земельных участков, переданных РАБ, в соглашении речи не идет.
Статья 12 к тому же освобождает РАБ от уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет РБ и во внебюджетные фонды. А личный состав РАБ и члены их семей освобождаются в Беларуси от налогообложения заработной платы и иного подобного вознаграждения, выплачиваемых российской стороной. Офшорная авиабаза – новое слово в финансовом бизнесе.
Статья 4 гласит, что организационно-штатная структура базы разрабатывается, утверждается и изменяется Минобороны России с уведомлением (но не согласованием!) Минобороны Беларуси. При этом процедура согласования в проекте соглашения не прописана.
Статья 10 проекта соглашения наделяет РАБ иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции Беларуси. То есть появляется такой российский анклав, со своими собственными законами. Ведь, согласно, документу, представители органов власти РБ не вправе вступать в места дислокации российской авиационной базы и на военные объекты РФ без согласия командира российской РАБ или лица, его замещающего. Чтобы получить согласие – необходимо направить командиру РАБ предварительную заявку (срок ее рассмотрения не оговорен).
Транспортные средства и воздушные суда Минобороны РФ, используемые для обеспечения РАБ, пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и иных принудительных мер, в том числе обеспечительного характера и исполнительных действий (ч.3 ст.10). Здравствуй, контрабанда в Беларусь чего угодно и кого угодно.
А теперь самое интересное. Статья 11: военнослужащие РАБ носят и применяют оружие в месте дислокации в соответствии с соглашением и законодательством Российской Федерации. То есть россияне с оружием на территории Беларуси будут действовать по своим – российским – законам. При этом личный состав авиабазы свободен от ограничений, установленных для белорусских силовиков, которым запрещено применять оружие и боевую технику в направлении значительного скопления людей, когда от этого могут пострадать посторонние физические лица, в направлении складов (хранилищ), содержащих огнеопасные, взрывоопасные, а также сильнодействующие ядовитые вещества, и средств транспортировки этих веществ. Кроме того, проект соглашения даже не упоминает о каком-либо разбирательстве по факту применения оружия военнослужащими РАБ вне мест дислокации.
Наконец, статья 16 освобождает Россию от ответственности за вред, причиненный юридическим или физическим лицам, недвижимому имуществу, природным ресурсам, культурным и историческим ценностям Беларуси за действия личного состава РАБ, совершенные при выполнении им задач по отражению внешней военной агрессии, противодействию актам вооруженного нападения со стороны террористических формирований на ее территории, а также при осуществлении мер по обеспечению безопасности РАБ и выполнения задач боевой подготовки (учений). Выходит, российским военным дается право действовать по принципу «не свое – не жалко». А белоруская сторона проектом соглашения резко ограничивается в правах на защиту своих интересов и интересов своих физических и юридических лиц от действий россиян.
Соглашение предлагается подписать сроком на 15 лет с автоматическим продлением на последующие 5-летние периоды, если ни одна из сторон письменно не откажется от продолжения отношений.
Мнения экспертов
«"Иллюзия независимости" – так характеризуют положение государств СНГ, которых осчастливили российскими базами. Они пережили как прямую аннексию в Крыму, так и тяжелые преступления российской обслуги базы, как в Гюмри, – напоминает белорусский политолог Сергей Марцелев. – В соглашении о российской авиабазе прописано, что и аэродромов они могут использовать несколько, и полигонов, да и стрелять им разрешили по нашим гражданам не особенно стесняясь. Список изъятий из белорусского права можно продолжать долго. Да еще и предоставляют белорусы всю военную инфраструктуру и территорию бесплатно.Сомнительно, чо белорусам нужны тяжелые истребители, вроде СУ-27. Они нужны России пугать Североатлантический Альянс. Свои тактичексие задачи белорусы вполне решат за счет легких учебно-боевых штурмовиков и перспективного РСЗО "Полонез". Так что подписанное Путиным решение исключительно политическое, на белорусского главу государства давят перед президентскими выборами».
«Самый надежный способ привязать Беларусь к России – это разместить на ее территории военные базы с боевым оружием и кадровыми военными. В случае любого военного конфликта между Россией и НАТО эта база станет первой целью для удара – ведь она будет прикрывать российскую границу с запада, – говорит российский военный эксперт, обозреватель ТК «Звезда» Петр Воронович. – Собственно, под ударом тогда окажется вся белорусская территория. А значит, как только эта авиабаза появится, Минск обречен на 100% следовать в русле российской военной политики. Не потому, что он так хочет, а потому, что он просто окажется в заложниках».