Ирина Поддубская была признана судом Советского района города Минска виновной в «уклонении» от проверки, которую чиновники проводили с нарушением закона.
Произвол и безнаказанность столичных и провинциальных чиновников и судей Ирина Поддубская подробно описала в своем письме в редакцию charter97.org.
Ирина Поддубская с 2008 года работала индивидуальным предпринимателем в Могилеве Деятельность была связана с разработкой бизнес-планов и оказанием оценочных услуг.
В первом полугодии 2014 года Государственный комитет по имуществу внес проверку Ирины в план деятельности Комитета государственного контроля. Контролирующий орган выслал на адрес регистрации ИП (адрес проживания Ирины) уведомление о проверке, в котором было указана дата начала проверки и вопросы, подлежащие проверке.
Согласно действующему законодательству, проверяемый предприниматель должен получить уведомление по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 года, и никакие методы либо способы дополнительного уведомления актами законодательства не предусмотрены. При этом в уведомлении контролирующий орган не имеет права указывать проверяемому субъекту привозить куда-то свои документы.
Однако могилевские чиновники решили иначе.
«Затем до начала периода проверки должностные лица - заместитель начальника управления оценки Белоусов В.В. и консультант управления оценки Герасимчук Ж.В. - в телефонном разговоре со мной потребовали привезти все мои документы по оценочной деятельности, а также договора, книгу учета доходов и расходов (зачем-то?!), книгу учета проверок по адресу нахождения ГКИ и оставить их там на период проверки, то есть на 15 дней.
Мотивировалось это тем, что к индивидуальным предпринимателям на проверки они не выезжают, все привозят сами ИП. И это их «установившаяся практика». Я попросила дать ссылки на законодательство, где я могу ознакомиться с так называемой «установившейся практикой». На что мне ответили: «Вы хотите работать на этом рынке и не хотите, чтобы вас проверяли?!» , - сообщает предприниматель.
О сложившейся ситуации Ирина уведомила председателя ГКИ Кузнецова Г.И.
«В письме я указала, что все документы к проверке у меня есть, проверяющим я их представлю после предъявления предписания, служебных удостоверений и записи в книге учета проверок. И попросила прокомментировать законность требований должностных Белоусова В.В. и Герасимчук Ж.В.», - пишет ИП.
После этого Государственный комитет по имуществу исключил проверку Ирины Поддубской из плана контрольной и надзорной деятельности на первое полугодие 2014 года.
Однако проблемы на этом не закончились.
«На мое обращение к председателю ГКИ Кузнецову Г.И. пришел ответ за подписью его заместителя Абрамова В.А. о том, что по Конституции Республики Беларусь проверяющие не имеют права входить на территорию жилого помещения (место регистрации ИП) и находиться там на протяжении всего периода проверки, 15 дней, а также, что проверка ИП Поддубской И.А. будет включена во второе полугодие 2014 года и теперь уже будет проходить в соответствии с разъяснениями Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», - сообщает предприниматель.
Однако по закону Генеральная прокуратура не уполномочена разъяснять нормы указа № 510 от 16 октября 2009 года «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Этот же указ четко прописывает процедуру входа проверяющими в жилое помещение при проведении плановой проверки и то, что проверки, проводимые по месту нахождения контролирующего органа, проходят без истребования документов.
Во втором полугодии 2014 года проверка Ирины Поддубской снова была включена в план контрольной и надзорной деятельности КГК.
«Мне выслали уведомление, в котором была указана дата начала проверки - 18 ноября 2014 года и перечень вопросов, подлежащих проверке. Потом, как мне стало известно позже, из протокола об административном правонарушении, были письма замначальника управления оценки Белоусова В.В. на какие-то электронные почтовые ящики с требованиями привезти все мои документы по оценочной и финансово-хозяйственной деятельности в ГКИ. В дальнейшем суд принял это как меру дополнительного уведомления меня о проверке. Зачем меня было дополнительно уведомлять о проверке да еще на какие-то чужие электронные почтовые ящики? – мне непонятно», - сообщает Ирина.
По закону, никакие «извещения» на электронную почту недопустимы, а все письма субъектам хозяйственной деятельности должны высылаются по последнему известному налоговой инспекции почтовому адресу.
На место осуществления деятельности предпринимателем Ириной Поддубской проверяющие Белоусов В.В. и Герасимчук Ж.В. снова не явились, а проверку опять исключили из плана. Однако 29 декабря 2014 года на индивидуального предпринимателя был составлен протокол об административном правонарушении по статье 23.2 КоАП - о воспрепятствовании проверке, которая на то время была уже исключена из плана КГК.
Этот протокол был составлен без акта проверки, так как проверяющие Белоусов В.В. и Герасимчук Ж.В. с проверкой не приходили, и соответственно – никакого акта не составляли. А по закону, выявленные нарушения законодательства фиксируются в акте проверки и уже на его основании составляется протокол об административном правонарушении.
Первое судебное заседание было 16 января 2015 года в суде Советского района города Минска. Суд постановил: прекратить административное преследование ИП Ирины Поддубской за отсутствием фактических доказательств вины.
Затем, 23 февраля 2015 года ГКИ подал жалобу на это решение суда. Дело рассматривалось 30 марта 2015 года в Минском городском суде. На этом судебном заседании Ирина Поддубская представила суду письмо ГКИ об исключении проверок из плана контрольной и надзорной деятельности на 2014 год, а также не раз указала на отсутствие акта проверки. Суд постановил: направить дело в суд Советского района на рассмотрение другим судьей.
Очередное заседание суда Советского района состоялось в мае 2015 года.
«На судебном заседании руководитель проверки Белоусов В.В. поразил меня и моего представителя вопросом: «А как проверяемая узнает, что я проверяющий, когда я приду к ней на место осуществления ее деятельности?» Тогда у моего представителя был встречный вопрос – «А как вы проводите проверки, если не знаете законодательства в области контрольной и надзорной деятельности?! Вам необходимо для этого предъявить предписание и служебное удостоверение», - недоумевает предприниматель.
Судья приняла решение через несколько дней, то есть 25 мая 2015 года, вынести постановление, которым стало: предприниматель Ирина Поддубская виновна в совершении административного правонарушении по статье 23.2 КоАП.
При вынесении постановления судьей вновь был проигнорирован факт исключения проверки из плана контрольной и надзорной деятельности на второе полугодие 2014 года, а также факт отсутствия акта проверки.
«На семейном совете мы решили, что мы исчерпали все возможные законные способы, чтобы защитить себя и доказать невиновность ИП. В дальнейшем это превращается в бессмысленную беготню по кругу, бесполезную трату времени и денег. Мы – профессионалы в своей работе и своими усилиями найдем свою нишу», - пишет Ирина.
На данный момент ИП Поддубская И.А. находится в процессе ликвидации. В связи с этим были проверки налоговых органов, ФСЗН, городского архива – и, как ни странно, ни у кого из них не возникло замечаний, нареканий касаемо проверяемых документов.
При подаче документов на ликвидацию Ирина Поддубская узнала, что Государственный комитет по имуществу вновь включил в план КГК ее проверку на октябрь 2015 года.
«И что-то мне подсказывает, что все пойдет по уже откатанному сценарию… Безнаказанность в действии», - заключает Ирина.