Известный в сети поющий дальнобойщик Вадим Дубовский считает, что война в Донбассе скоро закончится.
Сотни тысяч просмотров в интернете, бурные обсуждения, переходящие в политические перепалки… Феноменальный успех обеспечен клипам "поющего дальнобойщика" Вадима Дубовского, сатирическому отклику на российско-украинский конфликт, передает "Радио Свобода".
Эти песни записываются прямо за рулем грузовика, пока за окном мелькают пейзажи Среднего Запада США. Вадим Дубовский использует советские мелодии, но сочиняет новые слова. Вадим родился в Донецке, переехал в Ростовскую область, потом в Киев и уже больше 10 лет живет в Чикаго. В августе 2014 года в интервью Радио Свобода он рассказывал, что идея записывать политические песни возникла после оккупации Крыма. "Я не мог с этим внутри смириться и придумал "Гимн антирашистов", который сразу же набрал около 200 тысяч просмотров на YouTube".
С тех пор прошло больше года, появилось много новых песен, готов альбом. "После того разговора произошли два очень неприятных события: Иловайский котел и Дебальцево, – напоминает Вадим Дубовский. – Если что-то и поменялось, то только в худшую сторону. А у меня все остается по-прежнему: занимаюсь и основной работой, и хобби – художественной самодеятельностью в кабине грузовика".
– Вадим, вам можно позавидовать, потому что ездить по американским дорогам – наслаждение. И дороги замечательные (в России таких нет и, боюсь, никогда не будет), и пейзажи прекрасные. Вам нравится ездить?
– Да, мне безумно нравится ездить по Америке, дороги здесь великолепные. Но я бы не стал так уж пессимистично относиться к перспективам развития российского автодора. Кто знает, может, через сотню лет такие же дороги будут и в России? Все зависит от россиян.
– Ненависть к Америке, подстегиваемая пропагандой, в России растет с каждым годом. Сами американцы об этой ненависти, как правило, не подозревают и уж тем более не отвечают россиянам взаимностью. Существует общее изумление положением дел в России, люди не понимают, почему до сих правит Путин, но и только. Так что ненависть направлена в одну сторону…
– Я с вами совершенно согласен. Кстати, я сам наблюдал рост градуса ненависти по отношению к Америке где-то с 2008 года. Меня тогда это удивило. Но вот так год за годом это все усиливается и усиливается. А американское общество живет своими заботами, тут не принято кого-то ненавидеть. Я убедился в том, что западный мир, весь цивилизованный мир – это совершенно иное отношение человека к человеку. Я уехал из той страны, в которой до сих пор продолжают существовать полуфеодальные взаимоотношения между людьми: "ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак". Здесь в Америке такого нет. Если какой-то чиновник показывает пренебрежение к окружающим, он на следующий день вылетает со своей работы. Точно так же вылетает в трубу бизнесмен, который неуважительно относится к окружающим. Именно взаимное уважение – это то, что отличает западное общество, именно поэтому я сюда приехал, ради этого я здесь. Мне посчастливилось работать с дирижерами как участнику хора в Америке, и я увидел большую разницу между тем, как относится дирижер к своим хористам там и здесь. Так и во всем. Совершенно другое отношение к людям и между людьми на Западе.
– Вы любите Америку?
– Да, и при всяком удобном случае признаюсь в своей любви. Очень часто в комментариях под видеороликами мне пишут: "Ты удрал, убежал, смылся со своей родины, из-за океана начинаешь поливать грязью свою родину". Но ведь убегают, смываются обычно из тюрьмы, из тех мест, где люди лишены свободы. Да, действительно, я приехал в свободную страну, а люди своими комментариями сами признают, что они сидят в большой тюрьме, оттуда нужно сбежать. Продолжая эту мысль, скажу, что я ниоткуда не сбегал. Убегают те, за кем гонятся, кого преследуют. За мной никто не гонится, меня никто не преследует, я был с начала эмиграции трижды в Украине, на своей родине, собирался и в этом году поехать, но так случилось, что меня пригласили для участия в записи "Всенощной" Рахманинова. Руководитель этого проекта, русский дирижер Петр Ермихов привлекал артистов из американских хоров, в том числе и меня пригласил. Поэтому в этом году у меня не получилось поехать в Украину, туда поехала моя супруга, она была как во Львове, так и в Харькове и рассказала мне все последние новости.
– И какие у нее впечатления?
– В первую очередь она была удивлена тем, что люди стали мыслить одинаково. Что во Львове, что в Харькове люди в основном понимают, что Украина, к сожалению, жертва агрессии Российской Федерации. Еще она мне рассказывала, что как в Харькове совершенно нормально воспринимают украинскую речь, так же и во Львове спокойно воспринимают русскую речь, и нет никаких проблем, никаких конфликтов.
– Вас пригласили на запись "Всенощной" в Америке, а выступать в Украине с песнями, которые пользуются таким успехом, не приглашают?
– Да, я получаю многочисленные приглашения выступить в Украине со своими песнями. Еще полгода назад это было несерьезно, 10 песен – это слишком мало. Сейчас их уже два десятка. Но тем не менее, пока не представляю себе формат этого концерта.
– Но альбом уже можно выпускать.
– Альбом я самодельный выпустил, записал все эти песни у себя в домашней студии уже без звука двигателя. Но я не думаю, что это будет представлять интерес для продюсерских компаний. Просто для себя записал альбом и выложил в сеть.
– Вы хотели бы поехать на Донбасс, на родину, и посмотреть, что там происходит?
– Да, я родился в Донецке, и мне, конечно, хотелось бы увидеть все, что там происходит. Я предполагаю, что мало хорошего я там увидел бы, к сожалению. Все, что я вижу сейчас в интернете, говорит о том, что Донбасс в разрушенном состоянии, вся инфраструктура уничтожена. Естественно, я хотел бы увидеть все своими глазами.
– В песне "Похмельная" вы объясняете российской матери, что это не гражданская война…
– Да, люди, которые включают мозги, могут легко убедиться в том, что в Украине нет никакой гражданской войны. Это конфликт, который зажегся с подачи российских спецслужб. Он давно бы уже угас и существует только из-за того, что Россия продолжает подпитывать этот конфликт как живой силой, так и техникой. Большие денежные средства идут на это.
– У вас есть песня, адресованная жене российского спецназовца Александровой. Как возник замысел этой песни?
– Когда взяли в плен этих двух гэрэушников, было очень странно видеть реакцию российской верхушки, продолжающей утверждать, что их там нет. Особо меня потрясло интервью с супругой сержанта Александрова. Я вспомнил об "Арии Женьки" из оперы Кирилла Молчанова "А зори здесь тихие" на слова Константина Симонова "Жди меня, и я вернусь, только очень жди". Именно на эту музыку мне захотелось написать о том, что как ты можешь, молодая жена, которая отправила на войну своего мужа, говорить, что он ни при чем, что он давно уволился? Как ты можешь предать его? Своими словами она его предала, и последствия, наверное, будут очень печальными.
– На этот вопрос вы отвечаете в другой своей песне – "Трусость и подлость".
– Замысел этой песни у меня возник давно. Эти символы русские – русское поле, русский лес, русские просторы, все по-иному воспринимается сейчас в связи с агрессией Российской Федерации. Если раньше мы совершенно спокойно смотрели сериалы российского производства, даже получали удовольствие от российских фильмов, то сейчас это вызывает внутреннее отторжение, внутренний протест. Так я решил переиначить "Русское поле", которое является символом широты русской души.
– Правильно сделали, что приняли закон о запрете ряда российских сериалов и фильмов в Украине? Многие считают, что это недопустимая цензура и каждый имеет право смотреть все, что он хочет. На чьей вы стороне?
– Разумеется, я считаю, что это правильная мера. Потому что сейчас идет война. Если бы не было войны, то ни о какой цензуре не было бы и речи. Сейчас это две воюющие страны, идет неприкрытая агрессия со стороны одного из участников конфликта. Поэтому я считаю, что эти меры совершенно оправданны. Иначе просто нельзя. Как вы себе представляете, если бы на советских экранах во время Второй мировой войны показывались фильмы производства Германии? Это просто немыслимо.
– Вы тоже участник виртуальной войны, захватывающей и ваш канал в YouTube. Вы упомянули, что получаете оскорбительные комментарии. Вам серьезно досаждают эти люди?
– Разумеется, это я вижу каждый день. Но я совершенно спокойно к этому отношусь. И даже больше скажу: если я вижу грязные с площадной бранью комментарии в мой адрес – это говорит о том, что моя песня достигла цели. Потому что люди, которые не используют никаких разумных аргументов и не спорят о сути того, о чем я пою, а говорят, что я имею не ту внешность или я какой-то не такой, – это именно то, что нужно. Я не мазохист, мне это неприятно читать, но я осознаю, что мои песни достигли цели, если они получают такие комментарии. Меня упрекают в том, что я русофоб, но это совершенно неверно. Я такой же русский, как тот, кто проживает в Таганроге или в Белгороде. Во мне есть как украинская, так и русская кровь. Тут дело не в этом, дело в том, что почему-то россияне привыкли к той мысли, что русское – значит великое. Это ощущение того, что мы принадлежим к самой великой нации, мы непогрешимы, чувствуется в последнее время на форумах, в общении с россиянами. Они пытаются доказать, что они самые-самые великие, самые культурные, они несут миру свободу, просвещение и так далее. Но я убеждаюсь в том, что как раз те качества, которые приписываются русским, в большей степени проявляются на Западе, в Америке: доброжелательность, склонность к взаимопомощи, уважение к окружающим тебя людям, взаимоуважение. Все это, как я увидел, присуще именно западному обществу.
– Несмотря на то что украинцы и россияне находились столько лет под одним советским прессом, который выдавливал все живое, украинцы вышли на Майдан и свергли своего диктатора, а россияне проявляют чудеса сервильности. Задумывались ли вы о том, почему так произошло?
– Да, задумывался. Мне кажется, что Россия продолжает жить чуть ли не в XVIII веке. Это проявляется в кастовости общества. Чиновники, госаппарат – это особая каста, каста непогрешимых людей, которых трудно заставить жить по закону, которые могут себе позволять совершенно безумные вещи. Бывший министр обороны Сердюков, Васильева, люди, которые совершают многомиллионные кражи, выходят на свободу. Общество живет по феодальным законам, когда есть простой народ и есть управленцы, которые чувствуют себя по-особому, считают, что они выше народа. В Америке такого нет. У нас был в Иллинойсе губернатор, который сел на 7 лет только за то, что он брал взятки. Ничто ему не помогло – ни связи, ни денежные средства. В России это невозможно. Именно потому, что Украина отказалась от такой системы кастовости в обществе, когда чиновничий аппарат считает себя непогрешимым и проявляет пренебрежение к законам, к простым людям, Украина пошла по иному пути. Сознание людей, народа идет по западному образцу. А Россия так и осталась жить с царем в голове. Украинцы со времен казацкой вольности проявляли стремление к демократичности, стремление к свободе, стремление к истинно народному волеизъявлению. Это идет с казацких времен и сейчас получило свое подтверждение, новый импульс.
– Получаете ли вы благожелательные отзывы от российских слушателей? Или, в основном, оскорбления?
– Конечно, получаю. К ним я отношусь с особым пиететом, благодарю. Представители оппозиции, да и простые люди пишут: "Спасибо, Вадим. Я не ватник, было очень приятно с вами познакомиться в социальной сети. Спасибо за то, что вы делаете. Мы в России не все такие, все понимаем". В песне "Прощальный марш", о которой говорят, что я сею межнациональную рознь, когда я пою, что "никогда мы и не были братьями", я говорю не о двух народах, не о русских и украинцах, я говорю о том, что в России люди по-прежнему остаются коленопреклоненными рабами перед своим кумиром, а в Украине это испокон веку не приветствовалось.
– Ваша песня "Пролетайский марш" начинается так: "Мы рождены, чтоб жизнь прожить рабами, хватать с лопат бесплатные блины". Она была написана по случаю отказа Ким Чен Ына приехать в Россию...
– Да, это было уже последней каплей. Я хотел что-то написать именно к Первомаю, к 9 мая, такой бравурный марш. Вы помните этот случай – раздача бесплатных блинов. Плюс к тому "Ночные волки", с ними история очень смешная произошла на границе. И когда Ким Чен Ын отказался от визита на празднование Великой Победы, как принято сейчас говорить в России, мне пришлось написать и об этом тоже.
– Эти песни обращены к России, но вы наверняка следите и за тем, что происходит в украинской политике, за всеми размежеваниями, конфликтами, арестами. Что вы думаете об Украине после Майдана?
– Я понимаю всю сложность ситуации, в которой оказалась Украина, но это совершенно нормальная ситуация. После любого переворота, после любой революции, конечно, будут сложности государственного строительства. Сейчас Украина на сломе, одна система меняет другую. Авторитарная система, которая продолжает быть в России, отживает последние месяцы в Украине, и на смену ей приходит нормальная система управления государством. Люди набираются опыта. Украина давно вышла бы на свой верный путь, если бы этому не препятствовала российская агрессия. Давно бы разобрались украинские политики и со своими коррупционерами, и с проблемами, и с ценообразованием. Уровень жизни уже давно бы пошел вверх, все бы было хорошо, прогресс бы был, если бы не вмешательство Российской Федерации.
– Вы написали песню, посвященную премьер-министру Украины Арсению Яценюку. Эта очень смешная песня связана с невероятной историей о том, что главный следователь России Бастрыкин обвинил Арсения Яценюка в том, что он в 1994 году воевал в Чечне...
– Эта песня не посвящена Арсению Яценюку, а я в ней хотел высмеять нелепость заявления Александра Бастрыкина. Я был удивлен тому, что некоторые комментаторы этой песни писали, что, мол, я взялся за украинскую политику, за ее представителей. Нет, это песня не о Яценюке. Эта песня посвящена пропагандистской российской шумихе вокруг Украины. Еще есть такой мем "а че там у хохлов?". Интересует почему-то российскую общественность все, что происходит в Украине, – это приобретает смешные очертания.
– Вы предложили самый оптимистичный прогноз из всех, которые я слышал за последнее время: вы говорите, что вскоре Украина уже станет нормальным государством. Я думаю, что не многие с вами согласятся. Ведь идет война. У вас, уроженца Донбасса, какой прогноз: кончится эта война в ближайшее время? Кто-то говорит, что ДНР обречена, кто-то говорит, что это на долгие годы. Какое у вас ощущение?
– Я скорее оптимист. Во-первых, я возлагаю большие надежды на сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Весь мир понял, что собой представляет Россия и ее руководитель. У мирового сообщества найдется достаточно средств и здравого смысла для того, чтобы каким-то образом все это остановить. Но и Россия уже, мне кажется, сама выдохлась, она не сможет дальше продолжать такими же темпами все это финансировать. Тут еще сирийский вопрос возник на повестке дня. Я склонен думать, что это все скоро закончится. Кроме того, мы знаем настроения людей, которые сейчас живут в Донбассе: они устали от всего этого, они видят, что ничего хорошего российская "помощь" не принесла, кроме горя и слез. По данным ООН, с начала конфликта на востоке Украины в Донбассе погибли 8 тысяч человек. Эти цифры говорят о том, что это не просто гражданская война – ведь это и те тысячи так называемых добровольцев, которые из Костромы, из Рязани, из Бурятии едут в Донбасс и продолжают доказывать, что они восстанавливают мир и демократию. Все это ложь. Мне кажется, Донбасс уже понял, на чьей стороне правда и кто выступает за то, чтобы прекратить эту войну.
– Как вы думаете, возможна ли такая картинка: Вадим Дубовский приезжает из Чикаго в Донецк и выступает со своими песнями?
– Честно говоря, я очень хорошо понимаю свой профессиональный уровень и не обольщаюсь на этот счет. Да, может быть, у меня когда-то был интересный тембр голоса и я мог стать эстрадным певцом, но я к этому не стремился. Может быть, и напрасно. Честно говоря, такой картинки я себе не представляю. Я человек, который любит дорогу, любит независимость, свободу, любит музыку. Не представляю себя артистом, певцом, публичным человеком, который бы вышел на сцену с концертной программой.