Накануне президентских выборов власти усиливают репрессии и попытки максимально контролировать гражданскую активность.
Формат репрессий в отношении активистов оппозиции изменился. Об этом сообщил вице-президент Международной федерации прав человека Алесь Беляцкий, представляя 9 марта в Минске обзор-хронику нарушений прав человека в Беларуси в 2009 году, передает БелаПАН.
По его словам, власти уменьшили формальную сторону репрессий. «В 2009 году было значительно меньше административных арестов за участие в акциях протеста оппозиции, уголовных преследований за политическую деятельность. В то же время увеличилось число целиком незаконных методов давления, таких как жесткие избиения и пытки демократических активистов, превентивные задержания перед началом акций протеста, задержания и вывоз активистов неизвестными людьми за пределы Минска», — заявил Беляцкий.
«Несмотря на многочисленные обращения в прокуратуру и следственные органы, ни нам, ни самим активистам не удалось добиться того, чтобы дела по похищению активистов были должным образом расследованы», — отметил правозащитник.
Также, как сказал Беляцкий, власть активно использовала такую форму изоляции активистов молодежной оппозиции, как «насильственный призыв в армию с переписыванием их диагнозов о негодности к срочной военной службе».
При этом правозащитники отметили возрастание уровня репрессий накануне избирательных кампаний 2010 года. «Это касается и жесткого разгона последних акций оппозиции (таких, как акции солидарности и даже празднование Дня святого Валентина), и нерегистрации организаций, и предупреждения независимых СМИ и негосударственным организациям. Отсюда видно, что власти начали подготовку к президентским выборам так, как они это понимают. Это «закручивание гаек», увеличение репрессий и попытки максимально контролировать гражданскую активность», — заявил Беляцкий.
В целом белорусские правозащитники охарактеризовали 2009 год как год несбывшихся надежд.
«Надежды были вызваны обещаниями белорусской власти начать серьезные реформы в общественно-политической жизни страны. В ответ на эти обещания Евросоюз разморозил свои контакты с Александром Лукашенко. В 2009 году Минск посетили шесть министров иностранных дел Евросоюза, Лукашенко был принят папой римским, провел встречи с президентом Италии Сильвио Берлускони и президентом Литвы Далей Грибаускайте, то есть фактически стал въездным в Евросоюз. Фактически без всяких условий Беларусь была подключена к программе «Восточное партнерство», — сказал Беляцкий.
Однако, как заявил вице-президент Международной федерации прав человека, изменения, о которых говорили власти, так и остались на словах.
Не состоялась декриминализация статьи 193-1, предусматривающей уголовную ответственность за деятельность от имени незарегистрированной организации. Не был введен мораторий на смертную казнь, а изменения в законодательство носили исключительно косметический характер», — сказал правозащитник.
Он привел в пример принятие изменений в Избирательный кодекс Беларуси. «Изменения были приняты на скорую руку: Лукашенко только один раз посовещался с Ермошиной, и изменения в кодекс были приняты, даже без согласования с БДИПЧ ОБСЕ. При этом из проекта изменений в кодекс исчезли поправки, предусматривавшие расширение полномочий наблюдателей», — сообщил Беляцкий.