Швейцарские ученые опровергли один из важнейших аргументов, мешающих борьбе с женским обрезанием: что этот жестокий ритуал является социальной нормой, которую поддерживают все члены общества. Социологи выяснили, что лишение внешних половых органов не всегда является критерием непорочности девушки и обязательным условиям для ее брака. Об этом сообщается в журнале Science.
Отношение к женскому обрезанию как к социальной норме (не соблюдая которую семья рискует лишить своих дочерей возможности выйти замуж) диктует ООН и другим международным организациям определенную стратегию борьбы с этим явлением: стимулировать уважаемых в обществе людей публично осудить его.
Чарльз Эфферсон (Charles Efferson) и его коллеги из Цюрихского университета провели опросы в 45 сельских общинах Эль-Гезиры — провинции Судана, который известен широкой популярностью женского обрезания. Опросив 2500 семей, ученые пришли к выводу, что отношение к удалению гениталий девочек слабо отражает социальные нормы.
Как оказалось, семьи, где практикуют женское обрезание, живут буквально по соседству с теми, кто отказался от этого обычая. Многие опрошенные отмечали, что обрезание никак не влияет на их выбор жены для своих сыновей. Приверженность этой жестокой практике зависит от индивидуальных убеждений, выяснили ученые (например, от веры в положительное влияние женского обрезания на верность мужу). Соответственно, для борьбы с ритуалом необходимо изучать все разнообразие индивидуальных верований и предрассудков.
Женское обрезание, или нанесение увечий женским гениталиям, — это операция, состоящая в частичном или полном удалении наружных женских половых органов, которая в основном проводится среди девочек раннего возраста в период между младенчеством и возрастом до 15 лет. Эти операции не имеют никакой пользы для женского здоровья и могут приводить к тяжелым кровотечениям, бесплодию и другим проблемам со здоровьем.
Нанесение увечий женским гениталиям, широко практикуемое во многих африканских и мусульманских странах (прежде всего в Судане, Эфиопии, Эритрее, Джибути и Сомали) преследует цель подавить сексуальные желания женщины, чтобы предотвратить вероятность ее «аморального» поведения.