Рисунки архитектора Андрея могут пугать или очаровывать, в каждый из них он вкладывает свой смысл.
Key Detail рассказал «Радыё Свабода», как и зачем он занимается монументальной сюрреалистическим уличным искусством.
На стенах домов в разных городах Европы можно увидеть несколько десятков изображений в познавательном стиле: яркие «кислотные» краски, страшноватые, но по-своему привлекательные образы людей или антропоморфных животных, иногда налет мистики или киберпанка. Их рисует белорус, известный как Key Detail, в обычной жизни - архитектор Андрей. В последние годы он все больше внимания уделяет творчеству на улицах, и планирует посвятить этому свое будущее.
Его рисунки могут быть небольшими, стрит-арт привычных масштабов, а могут занимать целые стены многоэтажных домов. Мол, это «зависимость», без этого не может. Русинки на самом деле есть по всей Европе: Бельгия, Греция, Италия, Польша, Франция...
«Больше всего в Германии, где у меня немало друзей и знакомых, - рассказывает Key Detail. - В этой стране большая часть общества проявляет интерес к искусству, что делает возможным проводить огромное количество фестивалей, выставок и разного рода мероприятий, от небольших локальных до крупных урбанистических проектов. В большинстве случаев эти мероприятия поддерживаются местными властями. В последнее время мое творчество в Беларуси менее продуктивно, чем в Европе. Но мои работы можно найти и в Минске, большинство из них, к сожалению, уже не существует. Рисовал большую стену в городе Рогачев, надеюсь, эта работа все еще жива».
Key Detail говорит, что в свои работы всегда вкладывает смысл, старается не зацикливаться на одной теме, а раскрывать различные вопросы, которые его интересуют. Раскрасить целую стену он может достаточно быстро и легко, так как имеет много опыта и практики. И всегда нужно просить разрешение:
«В Беларуси обязательное согласование эскиза с равнодушными чиновниками. В Германии, например, это намного проще, так как практически все здания в частной собственности. Поэтому достаточно выбрать интересующую тебе стену и договориться напрямую с домовладельцем, которому, как правило, это будет интересно, без всяких предварительных согласований эскиза. Но и в том, и в другом случае среди людей попадаются исключения».
Некоторые уличные художники зарабатывают на жизнь исключительно творчеством, среди них есть коммерчески успешные. Знаменитый британец Banksy даже сумел открыть тематический «парк-ужастик» Dismaland, такой искаженный «Диснейленд». Key Detail не видит в такой коммерциализации ничего дурного:
«Уличное искусство - модный коммерческий продукт для крупных компаний и тех людей, которые на этом умеют зарабатывать деньги. До нашей страны это пока еще не дошло. К сожалению или к счастью, я на этом не зарабатываю. Но думаю, это неплохо, когда люди платят тебе не за то, что ты можешь сделать, а за то, что ты хочешь сделать, то есть покупают искусство, а не ремесло».
Художник не считает, что следует ставить монументальную роспись «на конвейер», полностью раскрашивать Минск или другие города:
«Не стоит перенасыщать городское пространство большими тяжеловесными образами - получится хаос. Я уверен, что это будет количество, а не качество. Достаточно несколько таких стен в каждом районе, для конкретного колорита. Это то, что касается росписи больших фасадов. А насчет независимого и повседневной стрит-арта, хотелось бы видеть его повсеместно и часто, причем в разных формах».