За август объем денежной массы М3 увеличился на 11,3%. При этом $-эквивалент М3 уменьшился на 3,2%. Это прямое влияние августовской девальвации, поднявшей Br-эквивалент инвалютных депозитов и снизившей $-эквивалент Br-составляющей этого денежного агрегата. Кроме того, значительное влияние на структуру М3 оказал переток рублевых активов населения в инвалютные с целью обезопасить свои сбережения от девальвационных потерь.
В итоге доля иностранной части М3 выросла до 70,8% - рекордного значения с начала 1999-го года, а ее номинальный объем достиг исторического максимума, перевалив за $13 млрд.
Объем денежной массы М3 к концу августа превысил Br320 трлн, увеличившись за месяц на Br32 трлн - главным образом за счет девальвации. Перед предыдущей декабрьской девальвацией М3 была на Br90 трлн меньше. То есть за 9 месяцев прирост составил 39%, почти полностью обеспеченный курсовым приращением инвалютной составляющей М3, и немного - физическим притоком в инвалютную часть, когда как национальная часть за это время сократилась на 1 трлн (в Br-рублях).
Рис.1. Динамика объема денежной массы М3 Беларуси за 10 последних лет, Br трлн
Долларовый эквивалент М3 на конец августа - $18,39 млрд. За месяц он сократился на $0,62 млрд - из-за девальвационных потерь в Br-рублевой части. Максимальное значение $-эквивалента М3 было в конце августа прошлого года - $21,90 млрд. За декабрьско-январский валютный кризис потери составили $3,75 млрд.
$-эквивалент национальной части М3 (то есть денежного агрегата М2) на отчетный момент - $5,37 млрд . Максимум - $9,73 млрд - был аж в 2008-ом году - в конце сентября. А из недавнего времени - $9,31 млрд - в конце сентября 2014-го, то есть за последние 11 месяцев $-эквивалент М2 cократился на 42,4% - как девальвационными потерями, так и физически - избавлением от Br-активов .
В иностранной же части М3, наоборот, достигнут исторический максимум: $-эквивалент всех инвалютных депозитов на конец августа составил $13,02 млрд, увеличившись за август на $0,41 млрд. Августовский прирост оказался одним из наибольших в истории месячных приростов иностранной части М3.
Рис.2. Динамика $-эквивалента объема денежной массы М3 Беларуси за 10 последних лет, $ млрд
За август структура денежной массы М3 претерпела заметные изменения: девальвация Br-рубля сильно увеличила долю иностранной части М3, особенно по срочным депозитам физических лиц в иностранной валюте, куда население в этом месяце активно переливалась из Br-рублевых активов, в очередной раз обновив исторический максимум остатков на срочных депозитах физических лиц в иностранной валюте.
Br-рублевая же часть М3 (наличность и депозиты) уменьшилась в $-эквиваленте и из-за девальвации и физически: население в августе активно избавлялось от таких $-убыточных активов.
Рис.3. Изменение долей составляющих в структуре денежной массы М3 за август 2015-го, +/- процентных пунктов
В результате этих изменений доля срочных депозитов в иностранной валюте, ? которых - инвалютные вклады населения, достигла максимума - 55,6%.
Рис.4. Структура денежной массы М3 Беларуси на конец августа 2015-го
В последние 10 лет доля М2 (национальной части в М3) неуклонно снижалась, начиная с конца 2008-го: это ответ на неоднократные в последующем периоде девальвации - 2009-го (январь), 2011-го (март-сентябрь), 2014-го (декабрь) и 2015-го (август).
Рис.5. Динамика структуры денежной массы М3 Беларуси за 10 лет
Причем доля иностранной части М3, имеющейся в распоряжении банковской системы, по данным многолетней статистики Национального Банка, является на отчетную дату наибольшей с 90-х годов - 70,8%. Национальная М2, соответственно, составляет лишь 29,2% М3. Максимум доли М2 был зафиксирован в декабре 2006-го - 70,9% (и, соответственно, минимум иностранной части - 29,1%).
Рис.6. Динамика доли иностранной части денежной массы М3 Беларуси
Для сравнения, доля национальной части в денежном агрегате М3 Украины на конец августа составляла 64,9%, а минимум (причем исторический) был 55,8% (в начале 2015-го) - и это сразу после сильнейшей девальвации гривны. До украинских трагических событий доля М2 в М3 была более 70%, а в начале 00-х доходила до 80%.
В Беларуси общая нестабильная ситуация, особенно внешняя, близость президентских выборов, а также снижение процентных ставок по рублевым депозитам, не способствуют в настоящее время росту доверия к белорусскому рублю. Поэтому через месяц можно ожидать достижения очередного максимума в инвалютной части денежной массы - как по абсолютному размеру, так и по его доле в М3. Последнему будет способствовать и продолжающееся, хоть и значительно меньшими темпами, ослабление Br-рубля к доллару.