В шествии участвовали представители организации «Казачий Спас».
13 сентября от Гродно до местечка Сопоцкин прошла процессия в честь 101-й годовщины чудесного явления Пресвятой Богородицы в Августовских лесах. В мероприятии участвовало человек 70. Казалось бы, ничего особенного, но участники мероприятия использовали российские имперские флаги — черно-желто-белые.
«Наша Ніва» попыталась выяснить, кто же принес эти штандарты на шествие. Первым делом мы позвонили главе «Неманских казаков» атаману Владимиру Адамову. «Нет, это не наши флаги. Мы несли церковную хоругвь. Видимо, кто-то из приезжих», — ответил Адамов.
Батюшка из Сопоцкина, иерей Василий Татарчук, с печалью отнесся к тому, что некоторые участники крестного хода пытались политизировать мероприятие.
«Поймите, мне нужно подготовиться к богослужению, ужин наготовить. Я не в состоянии проследить, кто делает такие провокации. Были и раньше подобные инциденты политизации церковных дел, я разговаривал с людьми. На самом деле, не настолько важно, под какими флагами идут люди в церковных шествиях, лишь бы они были искренними христианами», — отец Василий говорит на прекрасном белорусском языке.
Иерей Василий Татарчук говорит, что дома у него висят белорусский и украинский флаги, а образование священник получал в Киеве. «У меня даже некоторые казаки спрашивали: что это такое? Я сказал, что взглядов своих менять не буду».
Батюшка считает, что флаги, скорее всего, привез кто-то из Минска. Действительно, в шествии участвовали представители известной организации «Казачий Спас».
Глава «Казачьего Спаса» Петр Шапко признал, что флаги действительно несли люди из его организации. «Мы из Минска приехали, что дали нам в руки, то и несли».
Пикантность ситуации добавляет то, что в крестовом ходе участие принимали представители Гродненской пограничной группы. У пограничников налажен давний контакт с православной церковью. Идти в одной колонне с «имперскими» флагами пограничники не отказались.
«Поймите, когда вы приходите к кому-то в гости, а там кто-то напивается и дебоширит, вы же не виноваты, — говорит пресс-секретарь Пограничного комитета Александр Тищенко. — Пограничники же не несли эти флаги, они там занимались делами духовными. А начинать разборки, какие драки устраивать на такой акции, наверное, не очень правильно. Есть приглашающая сторона на такое мероприятие, она и должна отвечать за использование символики. Для пограничников есть только один флаг — государственный белорусский».
Господин Тищенко говорит, что у пограничников нет никакого соглашения с казаками.
К сожалению, получить непосредственный комментарий от участника того шествия, заместителя начальника пограничной группы по идеологической работе и кадровому обеспечению Максима Литвинского, не удалось. Второй день подряд его рабочий номер радует только длинными трелями — трубку никто не берет.
В заключение мы еще сделали один звонок в Гродненскую епархию, чтобы узнать отношение церкви к этому событию. Отец Евгений Павельчук, отвечающий за отношения епархии с Вооруженными силами, ответил: «Флаг появился потому, что шествие было в память о событиях Первой мировой войны, когда белорусские земли входили в состав Российской Империи. Это флаг давно умершей империи», — сказал Павельчук.
На вопрос, они ли все же принесли эти флаги, следует ответ: «Вы думайте головой — церковь принесла только церковные хоругви». Так а кто принес? «Спрашивайте у тех, кто принес», — лаконично ответил священник и положил трубку.
Следует отметить, что черно-желто-белый флаг использовался в XIX веке как гербовый флаг Российской Империи. Сегодня его на вооружение взяли российские шовинисты — те самые, что хотят присоединения Беларуси к России.