Офис представителя ОБСЕ по свободе СМИ подготовил экспертизу указа Лукашенко о цензуре интернета.
Документ уже направлен белорусским властям. В нем перечислены как положительные, так и отрицательные моменты указа с точки зрения международных экспертов в области свободы высказывания, сообщает пресс-служба БАЖ.
Об том говорится в Регулярном отчете, который представитель ОБСЕ по свободе СМИ Миклош Харашти подготовил для Постоянного Совета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Отчет был представлен 4 марта.
Согласно анализу экспертов ОБСЕ, указ Лукашенко №60 «О мерах по усовершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», подписанный 1 февраля 2010 года, содержит ряд положительных моментов, в частности:
– информация об органах власти будет доступна гражданам (в том числе журналистам), поскольку положения указа предусматривают ответственность этих учреждений за размещение информации о своей деятельности на их сайтах;
– авторское право в интернете будет защищено;
– провайдеры интернет-услуг будут проходить государственную регистрацию по заявительному принципу;
– провайдеры интернет-услуг не будут отвечать за информацию, размещенную в интернете.
«Что касается этих положений указа, многое будет зависеть от того, как они применяются, - говорится в отчете. – Правовой инструмент, который будет применяться, должен исключать опасность ограничения свободы интернета в Беларуси».
Главные основания для беспокойства, которые определили эксперты ОБСЕ, касаются следующих положений указа:
– Указ обязывает собственников и администраторов интернет-порталов и администраторов интернет-клубов и интернет-кафе проводить идентификацию их посетителей, сохранять эти записи и личные данные пользователей. Это же правило применяется и к техническим средствам пользователей интернет-услуг, которые используются для подключения к интернету.
– Непонятно, кто и как будет определять суть информации, в отношении которой будет получен запрос на ограничение доступа. Определение типов вредной информации согласно белорусскому законодательству допускает правовую двусмысленность категорий.
– В случае невозможности выполнения приказа соответствующего органа по исправлению нарушений или прекращения оказания интернет-услуг, ответственность за содержание переходит на провайдеров интернет-услуг, собственников и администраторов пунктов коллективного пользования интернетом.
– Перечень информации, которая должна быть размещена на веб-сайтах органов власти и других госучреждений, очень ограничен;
– Указ требует, чтобы в материалах СМИ, которые распространяются через интернет, содержались гиперссылки на первоисточник информации. Это является дополнительным требованием к редакциям, которое не может быть выполнено в случае, если первоисточником является не источник в Интернете.
Принимая во внимание вышеперечисленное и тот факт, что конкретные правила положений указа будут разработаны до 1 мая, эксперт ОБСЕ высказал ряд рекомендаций, которые соответствуют обязательствам ОБСЕ в области свободы слова.
– отменить обязательную идентификацию пользователей интернет-услуг и их технических средств подключения к интернету;
– объяснить значение и процедуру введения ограничений на распространение запрещенной информации;
– объяснить сферы ответственности провайдеров интернет-услуг в случае невозможности исполнения приказа соответствующего органа по исправлению нарушений или прекращения оказания интернет-услуг;
– рассмотреть возможность требования к органам власти и других государственных учреждений публиковать информацию не только об их деятельности, но и о результатах этой деятельности;
– отменить требование включать гиперссылки на первоисточник информации в материалах СМИ, которые распространяются через интернет;
«Я надеюсь, что эти предложения будут учтены при дальней разработке законодательства, которое касается интернета в Беларуси, - отметил Миклош Харашти. – Мой офис продолжит помогать Беларуси в реформировании законодательства о средствах массовой информации. Мы готовы вместе с белорусскими властями организовать круглый стол по вопросам законодательства в области Интернет».