30 сентября народному поэту Беларуси Нилу Гилевичу исполнилось 84 года.
Он несколько лет не выходит из своей квартиры на улице Карла Маркса, но по-прежнему следит за новостями, искренне интересуется белорусской литературой и политикой.
За свою пенсию бывшего профессора БГУ, депутата белорусского парламента он издал 23 тома собственного Собрания сочинений. Однако работа над наследием не окончена: готовятся еще семь дополнительных томов из тех материалов, которые отыскались совсем недавно. В течение нескольких лет Нил Гилевич отказывал журналистам в интервью. Но для пресс-службы Союза белорусских писателей сделал исключение. Приводим выдержки из интервью:
- Вы говорите, что через радио и газеты следите за общественно-политической ситуацией. Какое у вас сложилось мнение об очередных президентских «выборах», если можно применять здесь это громкое слово.
- Последний раз я участвовал в выборах в 1994 году. После очень быстро понял, что с нами случилось, с нашей Беларусью. Выборов настоящих, действительных, как во всех демократических странах, у нас не может быть, пока не поменяется ситуация. Из уважения к себе, к своему пониманию, что такое демократия и обязанности руководителей демократической страны, я не хочу унижать себя и участвовать в этом даже номинально. И на этот раз, что бы ни говорили, что бы ни обещали, все останется как было. Мы должны были идти путем, как в наиболее передовых европейских странах: срок президентства - максимум две каденции. Не более. А у нас, видите, двадцать один год - один и тот же проводник.
Хочешь не хочешь, получается, что те, кто будет участвовать в «выборах», этим самым своим участием работают на одного кандидата. В Европе говорят: баллотировались же вы, но не прошли, и народ выбрал другого. А как он выберет, если у него давно никто не спрашивает. За двадцать лет разве не убедились, что настоящих выборов нет?...
- Но как изменить эту ситуацию?
- Одна партия или группа не изменит ничего. Только Майдан изменит. Как в Украине: был Янукович - и нет Януковича. Вышел народ. Поэтому все сознательные борцы за белорусскую Беларусь должны готовить народ. А он выйдет тогда, когда будет так же национально воспитан и патриотически настроен, как украинский народ. Нам еще далеко до этого. Ведь иначе как выйдет весь народ, даже не десятки тысяч, а сотни, если не понимают главной задачи? И думают, что я проголосую за того, кого я хочу, и все на этом. Ну и что? Давно было сказано: выигрывает не тот, кто голосует, а тот, кто подсчитывает голоса.
Но опускать руки в бездействии и молчать нельзя. Нужно как можно активнее объяснять народу, в чем наша слабость. Простые люди и в этом году надеются, что после выборов заживут лучше, богаче. Надо же понимать, когда это может произойти. Нет другого пути, как просветительства в народе. Помните, читали, как при царе еще демократическая интеллигенция ставила задачу просветительства среди масс. Темные массы могут взорваться, но чего этим достичь? Того, что на смену одному диктатору придет второй, на смену второму - третий. Поэтому сколько есть возможностей, хотя они не такие большие, сколько есть сил, нужно говорить с людьми, объяснять, каким образом мы можем повернуть в другую сторону всю ситуацию. Так как люди делали. Не мы первые, ни мы последние.
Смотрите, наиболее доступный нам пример. Возьмем Польшу. Двести с лишним лет назад царская Россия на пару с Пруссией и Австрией разорвали Польшу. Даже столица Польши оказалась в составе Российской империи, там был основан русский университет, и все важнейшие, главные порядки были установлены такие же, как и в России. Но есть одно большое «но»: польская интеллигенция, а вслед за нею и польский народ, не отреклись от польского языка. Наоборот, взялись еще с большим вдохновением воспитывать национальный польский патриотизм.
И как только наступил исторический момент, 1918 год, воскресла Польша, получила помощь от других государств и настолько почувствовала внутренние силы, что в следующем году пошла войной на советскую Россию. Вот что значит - не потеряли национальный дух, национальное достоинство, уважение к своей польской культуре и языку. Сейчас, после последней войны навязал Иосиф Виссарионович Польше такие же порядки, как и для всего социалистического лагеря. Терпели, да, но и при социалистических порядках как расцвела польская культура, литература, искусство. И как подошло время - и никакой кремлевской опеки. Возьмите Прибалтику: казалось, так придушили, что дальше некуда. А что мы видим сейчас? Нам есть с кого брать пример - с наших соседей.
- Вопрос напоследок: что бы вы могли пожелать новым поколениям белорусских литераторов и вообще белорусской молодежи? Какой видится вам их настоящее и их будущее?
- Недавно Борис Петрович принес целых шесть новых книжечек. С большинством их авторов я не знаком. Что выходит громадное количество книг молодых, меня очень радует. Не важно, что все они и не на том уровне, на котором хотелось бы видеть. Так было во все времена. Есть талантливые, есть очень талантливые, есть, дай Бог, гении. И есть слабее, но не безнадежные. Если полезное могут делать - пусть делают! Когда попадается совсем пустая графомания - что ж с того, так и сто лет назад было. Ну, хорошо, вот шесть, десять, сто книжек. Но даже если половина будет достойна внимания - и то слава Богу. Так что помоги Боже. Конечно, очень мало могу я читать, а по радио с той когорты молодых, которую я хочу услышать, госрадио никого не передает, а пускает как раз тех, которые мало дают оснований гордиться. Я очень обрадовался, когда услышал, что начали возвращаться в наш Союз белорусских писателей некоторые талантливые люди. То, что они были в провластном, я не осуждаю. У каждого есть маленькие дети, семья, а чем кормить, когда пригрозили, что полетишь с работы? Что ж, можно смириться, но временно. Можно смириться, но нельзя делать подлость, как некоторые.
У меня на молодых большая-большая надежда. Я когда-то и стихотворение написал «Кліч да беларускай моладзі» и призвал не падать духом. «Не падайце духам, хлопцы, і гнеў не тапіце ў стопцы». Только так. Я при этом размышляю, что не может все население, весь народ до такой степени потерять разум, чтобы отказаться от защиты своего Отечества. Из числа молодежи все больше и больше тех, кто все понимает. Поэтому и ходят и на курсы белорусского языка, пишут на родном языке, и выдают, и читают. Ну, и на митинги идут. Я надежд не теряю. Я верю. Когда я призвал «не падать духом», то ясно, что и сам не падаю. Очень бывает тяжелое настроение от всей скверны, которую видишь, слышишь. Но, как в народе говорят, пережили зиму, переживем и лето...
Меня всегда поддерживает знание, как выстояли европейские народы, не просто меньшие по количеству населения, чем Беларусь, а в несколько раз меньше. Словенцы процветают. Черногорцы, македонцы, словаки, финны. Даже чехов и болгар меньше, чем белорусов. И держатся, не жалуются Богу на свою судьбу. Здесь можно задохнуться от обиды: почему белорусы ничего не видят и не понимают? Слава Богу, молодежь начала понимать, особенно как стали ездить за границу.
Будем оптимистами, другого не дано. Будем верить в нашу правду, в нашу победу.