Известный белорусский сценарист и режиссер Андрей Курейчик обвинил Минкульт в рэкете.
Об этом он написал в «Фейсбуке», сообщает charter97.org.
«К сведению СМИ и кинообщественности. Мне иногда удается открывать острые темы отечественного искусства. Всегда озвученные мной «кейсы» оказывались правдой. И «Авель», и «проект указа»... Представляю еще один такой вопиющий случай от госпожи Дриги, на который следует обратить пристальное общественное внимание.
Есть белорусский режиссер Андрей Голубев. Учился у Пташука. Работает на «Беларусьфильме».
Снял Белорусские фильмы «Чаклун и Румба», «Краповые береты» и другие. Один из последних оставшихся действующих белорусских кинорежиссеров.
Как известно, наш Минкульт ведет политику геноцида белорусской кинорежиссуры: не дают снимать Кудиненко, Канановичу, Зайцеву, Елхову, Янковскому, Франскевичу, мне, молодым выпускникам. Это факт, что «Авель» начинал снимать белорусский режиссер Артур Ильиных. После недели съемок его заменили на «голливудского» Девиталя-Василькова, который по рейтингу Кинопоиска снял худший фильм Белорусского кинематографа за всю историю, а деньги вывел в США. И так далее...
Так вот какая история: насколько я понимаю, Андрею Голубеву весной предложили стать директором киностудии «Беларусь». Он прошел медкомиссию, кучу собеседований и согласований, подготовил план развития Национального кино. Естественно, Минкульт его «прокинул». Назначили Игоря Поршнева. Тот факт, что министр культуры Борис Светлов и папа Игоря Поршнева были большими друзьями, естественно никак на это не повлиял. Это бывает. А вот дальше интереснее.
Андрей Голубев еще при Сильвановиче от киностудии подал свой проект «Следы на воде» на национальный конкурс и выиграл его. Я знаю от члена конкурсной комиссии, что сценарий и проект был оценён очень высоко. Ни одного вопроса к его качеству на защите проекта не было. Это факт.все-таки на разработку этого сценария режиссёр затратил ни много, ни мало - 7 лет. Решение конкурсной комиссии было принято, утверждено и опубликовано. С Андреем Голубевым был подписан сценарный и режиссерский контракт. Началась подготовка...
И вдруг его вызывают сначала к Поршневу, потом к замминистра Дриге и сообщают, что снимать будет не он, а очередной иностранец - Егор Кончаловский. Что проект у Голубева попросту отбирают. И плевать, что он выиграл конкурс. Плевать, что он 7 лет разрабатывал это кино. Плевать, что иностранцы по закону не могут это снимать.
Голубев отказал, в ответ его просто поставили на счетчик: если он не исправит «внезапно возникшие» недочеты в сценарии, его просто вычеркнут из авторов, а сценарий отберут. Если вы почитаете это издевательское письмо - оно означает, что за семь дней нужно написать новый сценарий. Оно не содержит ни одной конкретной претензии, но каждым своим словом говорит белорусскому режиссеру: «сука, вздумал выдрючиваться перед нами, чиновниками, - мы тебя сейчас мордой в дерьмо!» - написал Курейчик.
В этой связи Андрей Курейчик задается рядом вопросов:
«1. Почему Министерство культуры Беларуси занимается рэкетом? То, что произошло с проектом Голубева — типичный классический рэкет. И потом они спрашивают, почему я не несу сценарии «Беларусьфильм»?
2. Когда, наконец, наш Минкульт перестанет выводить деньги налогоплательщиков за границу? Мало им Девиталя и миллионов, которые «растворились» на счетах его фирм в Америке, а теперь Минкульт показывает это дерьмо в 2-х кинотеатрах в Минске? Теперь будем кормить табор Кончаловского? У него аппетиты побольше, чем у Василькова будут. И снова за наш счет? Потом Депардье? Какие еще иностранцы не поживились за счёт белорусских госденег? Минкульт превратился в кормушку для иностранцев. Это просто позор.
3. Когда в Минкульте поймут, что национальное кино — это прежде всего национальная режиссура. В условиях отсутствия денег, все средства надо тратить на неё. Уже не осталось Белорусского кинорежиссера, которому бы наше министерство не плюнуло в лицо.
4. Когда наши чиновники прекратят издевательства над творческими людьми? Кто такие эти: Пономарева, Калюнова, Новикова и особенно Гонсалес, чтобы писать режиссеру, который выиграл национальный киноконкурс «Выстроить драматургию и центральную сюжетную линию»... Что они понимают в драматургии вообще? Если сценарий такой плохой, как он национальный конкурс выиграл?» - пишет режиссер.
«Ясно одно, что если проект начинается с рэкета, судьба у него будет хуже, чем у «Авеля», - заключает Курейчик.