Стройка Национального футбольного стадиона в Минске не может начаться из-за того, что заинтересованные государственные структуры лоббируют интересы различных иностранных инвесторов.
По этой же причине тормозится и перепрофилирования в легкоатлетическую арену стадиона «Динамо», сообщает «Радыё Свабода».
На днях чиновники разных уровней сделали ряд заявлений, которые не добавляют уверенности насчет дальнейших перспектив упомянутых спортивных объектов. Справедливости ради, больше говорили о «национальном стадионе», который пока не существует даже на бумаге. «Динамо» отчасти остается за кадром.
Три года назад Александр Лукашенко неожиданно изменил первоначальное решение переделать знаменитую динамовскую арену в чисто футбольную, приказав создать здесь Национальный олимпийский центр по легкой атлетике. За годы «реконструкции» строители только и успели, что разрушить внутреннюю часть арены, и теперь полуразрушенное сооружение в центре города больше напоминает римский Колизей. При этом складывается впечатление, что суть дальнейших планов, которые за прошедшее время много раз переписывались, остается абсолютно непонятной даже для самих реализаторов проекта перестройки.
Тем временем заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Карпенко объявил, что главный футбольный стадион, который должен возникнуть на месте столичного стадиона «Трактор» или рядом с ним (целесообразность сохранения «Трактора» еще обсуждается), будет строить китайская компания, которая выиграла тендер. Приблизительная стоимость работ - около 100 миллионов евро, вместимость - до 35 тысяч зрителей, конец работ - сентябрь 2018-го.
В свою очередь, председатель Белорусского федерации футбола Сергей Румас не был столь категоричен. Хотя и подтвердил, что китайское предложение выглядит наиболее привлекательно в сравнении с четырьмя другими, однако окончательное решение еще не принято, юридическое соглашение не подписано. При этом конкурсный эскиз китайской компании, название которой не афишируется, так и не стал достоянием гласности.
В объективности тендера на строительство Национального футбольного стадиона в районе улиц Ванеева и Партизанского проспекта сомневаются представители венгерской компании «4D Architects». За основу их предложения взяты стадион в Дебрецене, возведенный в прошлом году. По критериям функционального назначения и визуального восприятия эксперты признали его четвертым в мире. Стоимость европейского предложения - 80 миллионов евро, при этом роль генподрядчика передавалась белорусской компании, что положительно сказывалось на цене. Венгры намерены требовать объяснений, на каком основании эксперты предпочли засекреченный китайский вариант, и демонстрируют общественности собственный эскиз.
Первый вице-президент Национального олимпийского комитета, помощник Лукашенко по вопросам физической культуры и спорта Максим Рыженков не стал объяснять, какими приоритетами руководствовались при выборе проекта, но заверил, что строительство стадиона начнется сразу же, как только удастся найти для этого денежные средства:
«Быть страной, которая развивает футбол и где он самый массовый вид спорта - как по количеству команд, которые играют в нашем внутреннем чемпионате, так и по количеству тех, кто занимается этим видом спорта, - и при этом не иметь Национального футбольного стадиона... Так нельзя. Конечно же, этот вопрос на повестке дня стоит, и, поверьте, если бы сегодня были средства на его строительство, то просто сегодня заложили бы первый кирпич. К сожалению, денег в государственной казне больше не становится, зато при этом есть еще целый ряд других проектов, которые сегодня в работе. Я понимаю, как только какой-нибудь свободный ресурс появится, сразу же ускорятся работы по «Трактору».
29 сентября на брифинге для журналистов первый заместитель председателя Белорусского федерации футбола Сергей Сафарьян поставил под сомнение слова Максима Рыженкова по поводу нехватки денег, давая понять, что процесс упирается в неспособность договориться с потенциальными инвесторами:
«Что касается Национального футбольного стадиона, я не знаю, о каких именно деньгах говорил Максим Рыженков - это госбюджет или средства НАК? Но он должен знать, что для строительства стадиона создано отдельное общество, учредители которого - Мингорисполком, фирма «Трайпл» и Белорусская федерация футбола. Есть указ, который, насколько я знаю, никто не отменял. Если Максиму Владимировичу как помощнику Лукашенко поручено его отменить, тогда вопросы к нему».
На мнению Сергея Сафарьяна, тендерная комиссия абсолютно правильно остановила выбор на китайской фирме, которая берется построить арену «под ключ». А ускорить начало работ мешают лоббисты венгерской компании, которые настаивают, что результаты конкурса сфальсифицированы:
«Муссируется недобросовестная информация относительно венгерской фирмы. Если бы не ее позиция, а также отдельных организаций и физических лиц, которые лоббируют ее интересы, думаю, стадион уже давно бы строился. Но если она проиграла тендер, начались разного рода инсинуации относительно решения тендерной комиссии. Мало того, что они сорвали реконструкцию стадиона «Динамо», когда после выигранного тендера изменили первоначальные условия финансирования и кредитования, то так и сейчас: проиграв, начинают давление на выбор комиссии; используют все возможные способы, подключая даже Министерство иностранных дел. Если у кого-либо будет желание посмотреть результаты тендера, думаю, они будут напечатаны. А к тому времени говорить, что у венгров лучшее предложение - по крайней мере некрасиво. Кому-то хочется подать их как незаслуженно обиженных, и это длится уже несколько лет - непосредственное лоббирование компании, которая ничего собой не представляет».
Пока спортивные чиновники защищают интересы своих протеже, Беларусь по-прежнему остается без современной футбольной арены. На этом фоне абсолютной авантюрой выглядели попытки белорусских властей принять несколько матчей юбилейного Чемпионата Европы 2020 году. Соответствующая заявка от имени Белорусской федерации футбола была направлена на рассмотрение в штаб-квартиру УЕФА. То, что в стране нет стадиона, соответствующего международным стандартам, а иностранных инвесторов, которые брались перестроить арены «Динамо» и «Трактор», от работ отстранили, тогда в Минске называли «временными трудностями». Однако время идет, а существенно ничего не меняется.