Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору России озабочена ситуацией с поставками экзотических фруктов в страну.
Об этом говорится в сообщении на сайте ведомства, пишет БелаПАН.
После введения продуктового эмбарго, объемы ввозимых из Беларуси в Россию цитрусовых, фиников, инжира, ананасов, гуавы, манго, папайи, киви и другой экзотической продукции растительного происхождения резко увеличились, более чем в 10 раз.
Так, с августа 2014 года было предотвращено 930 случаев ввоза из Беларуси в Россию подкарантинной продукции общим объемом 12,2 тыс. тонн, попавшей под продовольственное эмбарго.
Факты ввоза подкарантинной продукции, поступающей в Россию в сопровождении белорусских реэкспортных сертификатов с приложением поддельных фитосанитарных сертификатов Турции, Македонии, Эквадора, Боснии и Герцеговины, Марокко, Сербии, Туниса, Израиля, Бразилии и Чили носят системный характер, отмечает федеральная служба.
В 2014 году было выявлено 82 поддельных фитосанитарных сертификата, с начала 2015 года уже 342 случая.
«Это может указывать на то, что под видом белорусской экзотическая растительная продукция поступает в Россию из третьих стран, прежде всего, попавших под продовольственное эмбарго», — указывает российское ведомство.
Там напоминают, что Республика Беларусь является основным торговым партнером и «союзником, находящимся на внешнем контуре Евразийского экономического союза». В связи с этим, подчеркивает Россельхознадзор, «задача российской и белорусской компетентных служб — совместными усилиями и при тесном взаимодействии обеспечить фитосанитарную, продовольственную и экономическую безопасность на территории Евразийского экономического союза».
Следует напомнить, что белорусские компетентные службы уже не раз комментировали аналогичные претензии российской стороны.
На встрече с российским премьером Медведевым Кобяков заявил, что «белорусские» папайя и киви — товары не санкционные, потому как не производятся в ЕС и США.
Что же касается происхождение «несезонной» малины и земляники, то, как рассказал директор Главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений Леонид Плешко, запреты на ввоз продукции, которые введены в России, стимулируют не только россиян развивать импортозамещение, но и белорусов, чутко реагировать на ситуацию. «Наши крупные крестьянско-фермерские хозяйства и сельхозпредприятия закладывают новые ягодные плантации, а объем посадок в личных подсобных хозяйствах точно подсчитать невозможно», — пояснил чиновник.
«По законодательству Евразийского экономического союза на внешнем контуре границы мы контролируем ввозимую продукцию на наличие вредных организмов. У нас, как известно, построено много эффективно работающих торгово-логистических центров, которые предоставляют комплекс услуг. Наверное, субъекты хозяйствования считают более удобным растаможиться здесь. Поскольку продукция растаможилась здесь, то она становится собственностью, товаром Республики Беларусь. Дальше субъекты хозяйствования просят сопроводить продукцию фитосанитарным сертификатом и другими документами для поставки в Российскую Федерацию. Мы не имеем права отказать субъектам хозяйствования в этих вопросах», — заявили в Главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений увеличение потоков ввозимой продукции.