У Лукашенко нет средств на поддержку самоуничтожающейся «белорусской экономической модели».
Об этом говорится в статье кандидата экономических наук Леонида Злотникова, опубликованной в бюллетене «Белорусской аналитической мастерской Андрея Вардомацкого», пишет «Белорусский партизан».
В статье говорится, что Закат «белорусского чуда», начавшийся сразу же после его наивысшего триумфа в декабре 2010 года (когда средняя зарплата белорусов выросла за 5 лет в 1,63 раза до 515 долларов в эквиваленте, а Беларусь вошла в десятку стран мира с самыми высокими темпами экономического роста) продолжается до сих пор и грозит в ближайшее время закончится крахом «белорусской экономической модели».
Перед очередными «выборами» президента (2015, октябрь) экономика оказалась в самом глубоком кризисе за все годы правления Лукашенко. Произошли две девальвации белорусского рубля (2011, 2014гг.). Впервые за 20 лет белорусская статистика в 2015 году отметила спад в производстве ВВП и снижение реальной зарплаты. Вместо обещанной зарплаты в 1000 долл. в сентябре 2015г. она составила около 420 долл. Это почти на 100 долл. ниже, чем во время «выборов» 2010 года.
За прошедшие 5 лет произошла вторая волна потери конкурентоспособности белорусской обрабатывающей промышленности. Первая волна – это прекращение производства белорусских компьютеров, приборов, станков с ЧПУ и т. д., которые на самом деле были «топорной» имитацией высокотехнологичной техники, выпускаемой на Западе, и не выдержала конкуренции после распада СССР.
Сейчас наступило время ухода со сцены производств более низкого технологического уклада (автомобили, трактора, товары органической химии и т.д.), вызванного неспособностью командной экономики вписаться в новый виток интернационализации производства, поддерживать конкурентную среду внутри страны и т.д. Если в 2009-2010гг., как было показано выше, цены белорусского экспорта росли быстрее цен импорта, то после 2012 года наблюдается обратная тенденция. Например, в 1 полугодии 2013 года средние цены экспорта уменьшились на 2,2%, импорта – на 0,9% по сравнению с этим же периодом в 2012г. (заметим, что тогда цены на энергоносители на мировом рынке оставались высокими).
Эта негативная для белорусской экономики тенденция усилилась, в последние годы: в 2014 году, 1-е полугодие, цены экспорта снизились на 3,7%, импорта – на 0,9%. Снижение цен на энергоносители во второй половине 2014 года скачкообразно понизило и так падающую конкурентоспособность белорусского экспорта.
Белорусские производители лишились своего главного конкурентного преимущества – более низких (примерно наполовину) цен на энергоносители. В результате, например, в 1-м полугодии 2015 года при росте физического объема экспорта мясомолочных продуктов на 10%. Выручка в стоимостном выражении сократилась на 12%. (Напомним, что полные затраты энергии в затратах на производство продовольствия достигают 20%). В целом средние цены экспорта снизились на 27,8%, импорта – на 16,7%.
Беларуские власти объясняют стремительное снижение производства и экспорта в промышленности событиями второй половины 2014 года (снижение цен на энергоносители и санкции против России). Однако статистические данные свидетельствуют о спаде в обрабатывающей промышленности, начиная со второй половины 2012 года. Например, производство грузовых автомобилей в 1-м полугодии 2013г. сократилось на 28,4% по сравнению с предыдущим годом.
К концу 2014 года – началу 2015 года Беларусь оказалась в глубоком экономическом кризисе. Производство ВВП снизилось (на 4% за январь-июль 2015г.). Статистика отмечает снижение реальных доходов населения, начиная с августа прошлого года. К концу года она снизились почти на 10%.
С убытками закончили первое полугодие 2015 года многие крупные предприятия страны (МАЗ, МТЗ, БелАЗ, Гомсельмаш и т. д.). По данным статистики таких предприятий оказалось 20%. Еще 46% предприятий имели рентабельность 0—5%. Но статистика не учитывает ни время оборота капитала предприятий, ни двузначную инфляцию (в годовом измерении). А если это учесть, то реально, по показателю «критической рентабельности», убыточных предприятий сейчас не менее половины.
Власти стараются хотя бы на время, до «выборов», сдержать падение доходов населения. В конце июня Лукашенко своим указом заставил банки выдать кредиты в размере около миллиарда долл. «лежащим» предприятиям машиностроения (с возвратом этих кредитов в начале 20-х годов). С декабря 2014 года правительство запретило предприятиям поднимать цены на товары беларуского производства. На ряд продуктов (свинина, например) цены понизились. Торговые сети, уличенные в завышении цен, закрываются.
И открываются лишь после уплаты штрафов и возврата к ценам до девальвации беларуского рубля. В первом полугодии 2015г. только в Минске, по сообщению заместителя председателя Мингорисполкома Доморацкого, были оштрафованы 43 организации торговли за нарушение ценового законодательства.
Сдерживание цен власти осуществляют, таким образом, и за счет проедания капитала предприятий, в том числе частных. Розничные цены за семь месяцев 2015 года выросли на 107%, оптовые – на 130%. Это означает, что образовался «навес» цен, которые вызовет рост розничных цен после «президентских выборов».
После «выборов» оживления экономики не ожидается
В 2015-м внешнеэкономическая ситуация ухудшилась. Стоимостной объем экспорта республики по сравнению с I полугодием 2014 г. уменьшился на 26,3%, или на 4,9 млрд. долларов, импорта – на 24,7%, или на 4,8 млрд. долларов. Кредитный рейтинг страны остается низким и внешнее кредитование сокращается.
Если раньше удавалось заимствовать и на возврат кредитов, по которым наступил срок платежа, и на погашение отрицательного сальдо СТС, то в 1-м квартале 2015г. новых кредитов (1,2 млрд. долларов) не хватило на погашение прежних (1,7 млрд. долларов), причитающихся к возврату в I квартале. Пришлось расходовать ЗВР в размере 0,5 млрд. долларов. В результате после десятилетия роста валовой внешний долг в I квартале 2015 года снизился на эту же величину.
Но это снижение внешнего долга свидетельствует не об улучшении, а об ухудшении отношений Беларуси с внешним миром. Средства на повышение зарплат правительству пришлось искать в стране. В феврале 2015-го реальная зарплата начала расти, а производство ВВП продолжало снижаться. Но летом 2015г. правительству удалось повысить зарплаты на 3—5%, и даже объявить о повышении пенсий с сентября на 5—6%, т. е. за 1 месяц до «выборов» президента.
Но у страны нет ресурсов для поддержания этого повышения доходов населения после «выборов». Летом 2015г. уровень реальной зарплаты примерно в 1,2—1,3 раза превышал ее уровень в декабре 2011-го, когда она была приведена в некоторое соответствие с возможностями беларуской экономики.
Таким образом, страна продолжает жить не по средствам, проедает ЗВР, капиталы бизнеса, снимает инфляционный налог с доходов населения и откладывает рост цен (и инфляционного налога) на ближайшее будущее.
Кризисная ситуация в стране складывалась и в прошлые годы. Например, во время мирового кризиса 2009 года. Но тогда во имя получения внешних кредитов, как с Запада таки с Востока, власти страны говорили о либерализации экономики, создании условий для развития малого бизнеса, притока иностранных капиталов. Теперь конструктивных предложений в этом направлении нет.
Лукашенко в соответствии со своими убеждениям видит выход из кризиса в усилении исполнительской дисциплины в вертикали власти. Об этом он говорил еще раз 28 августа 2015г., во время посещения сельхозпредприятия ОАО «Беловежский»: «Нужен железный руководитель, железный порядок... Будет дисциплина, порядок, в том числе технологический – мы будем развиваться ... Если будет хороший руководитель, пару-тройку крепких специалистов – хозяйство будет возрождаться. Если оного нет – не нужны тогда ни техника, ни деньги, ни зарплата». Здесь он еще раз подчеркнул, свою верность сложившейся «белорусской модели»: «Не надо ничего ломать. У нас на ломку и ошибки денег нет»2.
Чиновники Лукашенко не возражают (за это могут наказать) и «укрепляют» исполнительскую дисциплину. Ниже (Таблица 2) мы приводим копию таблицы из отчета Белстата о запасах готовой продукции на складах ведущих предприятий страны на 1 июля 2015г. За такое отвлечение капитала из хозяйственного оборота менеджеры западных предприятий были бы немедленно уволены. Но здесь директора должны выполнять даже устные указания о сохранении рабочих мест, увеличении объемов производства и т.д. Но трудно себе представить, как даже в белорусских условиях исполнительскую дисциплину можно было довести до такого совершенства, чтобы, например, на заводе по производству грузовых вагонов (входит в объединении «БелАЗ») можно было накопить нереализаованной продукции в размере более чем 5 годовых объемов производства. Так что уже нет средств и на поддержку самоуничтожающейся «белорусской экономической модели». В общем, после «выборов» белорусская экономика окажется в патовом состоянии.