Очередные неприятности, организованные силовыми структурами, случись 12 марта у журналистки независимой газеты «Народная воля» Марины Коктыш.
На этот раз они не были связаны с её профессиональной деятельностью – девушку задержали на пограничном переходе «Каменный лог», когда она возвращалась из Вильнюса на приобретённом там автомобиле.
О том, в чём состояли претензии таможенников, журналистка рассказала Euramost.org .
-- В пятницу я, вместе с человеком, который разбирается в автомобилях, поехала в Вильнюс, выбрать себе машину. Нас там уже дожидался человек, у которого мы планировали купить машину. Посмотрели её на сервисе, проверили все документы. Потом поехали в дорожную службу полиции, аналог нашего ГАИ, где её ещё раз проверили, сверили все номера на двигателе и кузове, пробили ёе по «базе». Мне выдали новый техпаспорт и транзитные номера. Оформили все необходимые документы в литовской таможне на вывоз автомобиля за границу. Где её проверили ещё раз. И с чистой совестью поехали на родину. Литовские, как паспортный, так и таможенный контроль мы прошли без вопросов. Как и паспортный контроль на белорусской стороне. А вот уже при проходе белорусской таможни начались проблемы. Таможенница глянула на фамилию в моей декларации, покрутила в руках техпаспорт и сказала, что ей не нравится год выпуска моей машины – 2001. Потом посмотрела на номера кузова и сказала, что машину нужно поставить на яму, загнать в бокс, что бы проверить всё более внимательно.
Она ничего не объясняла: что, зачем, почему? Я же гнала машину первый раз и думала, что так и нужна, такова обычная процедура. Таможенница ещё раз заглянула под капот, в салон машины и сказала, что ей уже не нравятся отдельные цифры в номере кузова. На вопрос о том, что делать, что бы сомнения развеялись, посоветовала обратиться в Toyota-Центр и взять справку о том, что с машиной всё нормально. Я вызвонила заместителя директора Дмитрия Кучица, который по базе проверил все данные купленной мной Toyota. Все эти данные он пытался прислать на таможню, но почему-то факс постоянно не проходил. Потом мы ещё несколько раз ездили в этот бокс, приходили какие-то люди, которые смотрели эту машину. Никто ничего не объяснял. Потом составили акт о проведении таможенного досмотра. На коком основании – так же не объяснили. А потом заявили, что будут составлять протокол задержания автомобиля. Так же не объясняя – на каком основании это делается.
-- Так тебе удалось выяснить, на каком основании машину задерживают?
-- Я дозвонилась юристам Toyota-Центр, которые, не смотря на то, что это уже было достаточно позднее время – после 22 часов – помогли мне, подсказали, на что обратить внимание. Так я выяснила, что в протоколе задержания мне указали, что автомобиль задерживают на основании пункта 4 статьи 48 Таможенного кодекса РБ. Согласно этой статьи, они могут задержать транспортное средство на 3 дня. В то же время, у меня в протоколе задержания написано, что у меня машину забирают до 11 апреля.
-- Ты обратила внимание на эту юридическую неувязку?
-- Да. Мы стали доводить до их ведома, что они превышают свои служебные полномочия. Но начальник смены просто развёл руками и сказал, что они работают «по шаблону». И вот так мы спорили – я писала объяснительные, требовала объяснений от таможенников. Не смотря на то, что смена закончилась в 21 час, а было уже почти 24 часа, их не отпускали домой, они вынуждены были заканчивать дела со мной. Один из таможенников стал грубо требовать, что бы быстрее подписывала все документы, которые они от меня требуют подписать, чем довёл меня до слёз. Но бездумно всё подписывать я всё равно не стала. И все бумаги были оформлены и подписаны только после 12 ночи.
-- И чем всё закончилось?
-- Тем, что у меня забрали машину, техпаспорт и ключи. Ночь мне пришлось провести на таможне. А там для подобного времяпровождения нет никаких условий – никаких стульев или скамеек. Меня просто вывели из здания таможни и оставили на улице. А погода, отмечу, не летняя. И до восьми часов утора никто не интересовался тем, что я там на улице делаю и как себя на морозе чувствую. Утренняя смена таможенников вызвала эвакуатор, маю машину отправили в Ошмяны, для дальнейшей «проверки». А меня посадили на попутку и отправили в Минск. Вот такая странная, если так можно сказать, история с покупкой машины.
Напомним, что 17 февраля милиционеры из Ленинского райотдела милиции провели обыск на рабочем месте журналистки. У нее забрали системный блок компьютера. Милиционеры действовали по санкции, подписанной гомельским прокурором Валентиной Шаевой, в рамках уголовного дела об оскорблении в СМИ чести и достоинства бывшего руководителя Управления КГБ по Гомельской области Ивана Коржа. Напомним, что в рамках данного уголовного дела изъяли компьютер во время обыска в квартире заместителя редактора «Народной воли» Светланы Калинкиной.
В милиции также были допрошены лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь» Андрей Санников и его супруга, известная журналистка Ирина Халип, координатор «Европейской Беларуси» Дмитрий Бондаренко.
5 марта на белорусско-литовской границе у Андрея Санникова и Ирины Халип был конфискован компьютер.