Аналитики не сомневаются в том, что плавная девальвация - неизбежность.
Накануне «президентских выборов» власти объявили негласный мораторий на рост цен. Но эксперты убеждены: после обнародования результатов голосования, белорусов снова ждет ценовая гонка, сообщает «Радыё Свабода».
Прежде, по мнению экономистов, подскочат тарифы на жилищно-коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте. Согласно указу Лукашенко, ежеквартально цены должны индексироваться в соответствии с темпами роста номинальной зарплаты. Однако в этом году сделано все для того, чтобы заморозить доходы - и, соответственно, до определенного времени удержать ценники на «коммуналку».
Между тем в отраслевых ведомствах еще раньше озвучивалось, что компенсацию населением коммунальных расходов постепенно выведут на 100-процентный уровень вместо нынешних 30-40%. Этого, кстати, требуют и международные финансовые структуры, в которых Лукашенко просит новых кредитов.
Аналогичная ситуация и с проездом в общественном транспорте. Ответственные за отрасль давно сетуют на убыточные пассажирские перевозки, говоря, что их стоимость должна быть вдвое выше. По мнению аналитиков, вряд ли власти решатся на радикальные шаги, (ограничившись ростом на 20-30% /news/186977/). Впрочем, даже такая коррекция вряд ли станет спасением - инфляция быстро съедает мелкие надбавки.
Бывший начальник управления жилищного хозяйства Мингорисполкома, экс-председатель совета Республиканского союза ЖКХ, экономист Иван Антошкевич убежден, что других вариантов, как поставить на «счетчик» собственных граждан, попросту нет:
«Сложно говорить за правительство, оно ориентируется в соответствии со своими задачами. Но в любом случае курсы бегут. В России, где основной наш экспорт, все плохо. Себестоимость при этом привязана к доллару, долларизация страны огромная. Соответственно, сильно уменьшается зарплата как в жилищно-коммунальной, так и в других сферах городского хозяйства. Поэтому деньги как-то и где-то надо добывать. За счет экономики - долго, хотя надо подтягивать и таким образом. Поэтому я все же склоняюсь к тому, что шаг за шагом цены будут поднимать. Тем более после «выборов» уже будут новые аргументы: можно прикрыться зимним периодом, можно наговорить про морозы и т.д. Лично я больше склонен думать, что тарифы неизбежно поднимутся. Дальше экономику сдерживать нельзя, иначе она задохнется».
Несмотря на прогнозы резкого послевыборного обвала рубля, даже независимые эксперты не видят для этого объективных оснований. Белорусские деньги плотно завязаны на процессах в России, однако стоимость нефти, которая имеет стратегическое значение для зависимой от сырья российской экономики, заметно колеблется, оставляя поле для маневра на финансовом рынке.
Тем не менее аналитики не сомневаются в том, что плавная девальвация - неизбежность. До конца года при отсутствии экономических шоков и сохранении нынешнего отрицательного сальдо по текущим счетам курс рубля может откатиться до 18 тысяч за доллар. При более чувствительных процессах, вызванных последствиями участия России в сирийской авантюре, - до 19 тысяч.
Еще один актуальный вопрос - повлечет ли за собой обесценивание национальной валюты рост цен на автомобильное топливо? Благодаря внешним процессам, нефтепродукты на АЗС не дорожают уже несколько месяцев. Но даже в «замороженном» состоянии белорусский ценник существенно выше российского и зависит он скорее не от колебаний на сырьевом рынке, а от маржи нефтеперерабатывающих заводов, которую съедает инфляция. Как говорит экономический обозреватель Александр Герасименко, в условиях, когда цены на продукцию диктуются не обстоятельствами, а государством, руководствоваться рыночными законами не приходится:
«У нас есть продавцы, есть монополисты - какую цену захотят, такую и поставят. И куда денутся люди? Будут покупать. В общем, получается определенный парадокс: теоретически мы не можем сказать, что у нас государство-монополист, так как есть и частные заправки. Но рынок этот все равно регулирован, у нас нет свободного ценообразования. Если бы оно было свободное, если бы, опять же, были свободные поставки нефтепродуктов, на наши АЗС «полилось» бы топливо из той же России, где оно на 30-40% дешевле. Россиянам выгодно было продавать его нам. И из Европы, и от других производителей сюда пошла бы эта продукция. Но, повторюсь, рынок наш регулируем, монополизирован, поэтому здесь и не действуют рыночные законы. Значит, цена не формируется в соответствии с условиями конкуренции. Другими словами, имеем свою специфику, при которой цены на этот вид продукции полностью регулируются государством».
Предсказывают эксперты и «ползучий рост» цен на продукты питания - в такой степени, чтобы новые ценники особо не мозолили глаза покупателям. В условиях снижения зарплат каждое, даже незначительное повышение вызывает у электората нервную реакцию. Тем не менее, считают аналитики, импортируемые товары из-за девальвации рубля будут дорожать. Иначе придется попросту отказаться от иностранной продукции.