Первое интервью после решения идти в президенты Андрей Санников дал белорусским блогерам.
Интервью подготовлено Николаем Халезиным на базе вопросов, заданных белорусскими блоггерами.
Bacian: На что Вы рассчитываете?
Не «на что», а «на кого»: на себя, семью, единомышленников, друзей, одноклассников... На белорусов.
Hurnievic: Вы правы, левы, цэнтрыст, манархіст etc?
Правый центр. И в баскетбол играл на этой же позиции.
Motva: Каков ваш опыт работы на руководящих постах?
Заместитель министра иностранных дел. Глава делегаций Беларуси на переговорах по обычному и ядерному разоружению, с правом подписи от имени Республики Беларусь. Сопредседатель Координационной рады демократических сил.
Shodman: Что Вы сделали для Беларуси?
Продвигаю Беларусь в мире, как лучшее место на земле, разъясняя, что сейчас мы просто «немного болеем». С 2005 года, после появления «Свободного театра», популяризировать нашу страну в мире стало полегче.
Построил дом (не один), посадил дерево (не одно), воспитал сына (не одного).
g_rub: Какие основания у граждан Санникова, Бондаренко и др. представляться «координаторами гражданской инициативы Хартия-97», вести деятельность от имени «пресс-центра Хартии’97», считать принадлежащий им ресурс charter97.org «корпоративным порталом» данной инициативы, если Хартия’97, подписанная более чем 150 тысячами граждан Беларуси, ни явным ни скрытым образом не подразумевала делегирования кому-либо полномочий на «координирование», создание «пресс-центров» и «корпоративных порталов» с использованием данного названия?
Хартия’97 в форме гражданской инициативы просуществовала до 2005 года. Сейчас – просто Хартия'97. Доверие людей, подписавших Хартию, требовало действий, а не слов. Из 120 тысяч подписавших, я знаю только 8 человек и один ник, которые оспаривают действия координаторов.
Aliaksei: Когда сайт Хартия-97 перестанет воровать чужие материалы и прекратит цензуру в комментариях?
Я сайтом не занимаюсь. По моему твердому убеждению, медийными проектами должны заниматься профессионалы. Лично меня устраивает, что в концентрированном виде я могу на сайте читать материалы о событиях в Беларуси, и мнение мировой прессы о нашей стране. Насколько я знаю, газета The New-York Times тоже не имеет к сайту претензий.
Не следует путать цензуру и модерирование. Не нравится сайт – не посещайте его, или создавайте свои, более популярные.
tiradorrus: Каковы источники финансирования редакции сайта «Хартия’97»?
Полагаю, что крайне недостаточные. Меня часто спрашивают о том, когда можно будет почитать новости из Беларуси на немецком, французском и персидском языках. Поскольку таких версий нет, можно понять, что сайт не имеет достаточных ресурсов для дальнейшего развития.
Aliaksei: Кто входит в вашу предвыборную команду, и как распределятся посты в правительстве в случае вашей победы?
В команду входят профессионалы.
4izkemerovo: Верите ли Вы в то, что сможете победить?
Вместе с белорусскими блоггерами – да.
Aliaksei: Есть ли у вас предвыборная программа, и если да, то где с ней можно ознакомиться?
В ближайшее время она будет завершена. Стратегическая цель – построение нормального государства, вступление Беларуси в Евросоюз, обеспечение европейского уровня жизни в кратчайшие сроки, а не в далекой перспективе.
4izkemerovo: Какими силами Вы собираетесь собрать 100 тысяч подписей?
Как и положено, силами мощной инициативной группы, которая уже формируется.
Shodman: Зачем беларусам демократия? Представляет ли она какую-то ценность для большинства граждан страны?
Вопрос звучит достаточно странно: вы спрашиваете, зачем ИМ демократия? По-моему, как раз демократия и представляет для граждан любой страны ценность, обеспечивая право на выбор. Не представляю, как иначе можно обеспечить ту самую нормальную жизнь, которую мы видим в Европе.
Aliaksei: Ожидает ли нас государственная цензура и воровство в том случае, если Вы станете президентом?
Вы точно охарактеризовали действующую сегодня систему, которую я хочу изменить.
ha_ga_ne: Какие из принятых нынешним правительством законов и подзаконных актов будут отменены?
Будет проведено реформирование всей политической и экономической системы. Основной задачей я вижу восстановление принципа разделения властей, воссоздание действенного парламента и обеспечение независимости судов. Без возвращения независимой прессы, ее влияния и контроля за деятельностью государства, построить свободное общество невозможно.
Verkeus: Какую политику Вы будете проводить в отношении России?
Сильную. Исходя из наших национальных интересов, при учете интересов соседей. Нам очень нужна Россия, так же, как и мы нужны России. Это создает базу для результативных отношений, а не для мелких конфликтов, которые мы сегодня наблюдаем.
Shodman: Готовы ли Вы игнорировать мнение Европы и России во благо нашей страны?
Главный принцип дипломатии в нахождении конструктивных решений, а не в игнорировании мнений партнеров. Так проще обеспечить благо страны и учесть национальные интересы.
Aliaksei: Какова предполагаемая судьба гражданина Лукашенко и его окружения?
Это решать независимому суду по искам граждан.
Verkeus: Станете ли Вы снова менять государственную символику?
Непременно. Но только не менять, а возвращать. Все страны-соседи вернули свою историческую символику, а у Беларуси осталась искаженная советская. По символике и живем.
ha_ga_ne: Будет ли проведена амнистия, или, наоборот, открытое расследование служебных преступлений чиновников всех уровней?
Это прерогатива независимых судов. Амнистия, компенсации и восстановление в правах должны коснуться всех тех, кто пострадал от чиновничьего произвола.
Aliaksei: Будут ли привлечены к ответственности ректоры и деканы вузов, преследовавшие студентов по политическим мотивам?
Бывшие ректоры и деканы, занимавшиеся политическим преследованием, могут быть привлечены к ответственности, но я думаю, что им в любом случае придется несладко и в Беларуси, и за рубежом. Во многих западных странах при выдаче виз учитывается такой пункт, как деятельность по преследованию инакомыслящих. Если есть факты, подтверждающие подобную деятельность, в визах отказывают.
Однако, каждый человек должен иметь право на покаяние и прощение.
Unutranyholas: Будут ли легализованы легкие наркотики и получат ли граждане право на ношение огнестрельного оружия?
Может, это ваша формула счастья, но я живу в реальном мире.
malinov_ski: Правда, ли, что вы получили квартиру в доме, в котором выделяли квартиры сотрудникам КГБ?
Неправда. Никогда квартир не получал и не требовал, хотя, вероятно, и имел на это право. Моя квартира куплена в 2002 году с помощью родных, в пятиэтажном доме хрущевского типа, за разумную сумму.
ha_ga_ne: Будет ли сокращен силовой аппарат (армия, милиция, КГБ)?
Безусловно. Об армии – отдельный разговор. Она уже значительно сокращена. Надо будет серьезно проработать вопрос о ее функциях, а затем уже определять оптимальную численность. Милиция, а особенно ее специальные подразделения, будут сокращены и поставлены на службу народу, а не преступным группировкам. Зачем нам, например, несколько бригад спецназа внутренних войск? Мы будем двигаться в Европу, и бесконтрольная милиция уступит место европейской полиции, контролируемой обществом.
Verkeus: При поступлении предложения от США о размещении на территории РБ своих военных объектов, Вы будете этот вопрос: решать единолично, согласовывать с парламентом или выносить на референдум?
При мне об этом даже не зайдет речь.
Aliaksei: Будет ли национализирована государственная собственность, продаваемая ныне по бросовым ценам сомнительным «инвесторам»?
Вопрос очень серьезный. Зависит от каждого конкретного случая. Если из этого получилось что-то путное и полезное, то инвесторы продолжат работу.
Shodman: Нужна ли нам АЭС, и как решать проблему энергозависимости?
Может и нужна, но точно не при Лукашенко. При нынешней власти, каждая «стройка века» сопровождается громкими скандалами и посадками после ее завершения. Воруют стройматериалы, не выполняют проектные требования, сдают объекты в режиме аврала. Представьте, если все это будет происходить при строительстве АЭС. О какой безопасности тут пойдет речь? А проблему энергозависимости будем решать сообща в ЕС.
Verkeus: Создадите ли Вы равные условия для начала бизнеса всех граждан страны, или введете национальные/конфессиональные преференции?
Равные условия и преференции для мелкого и среднего бизнеса. Помимо этого, считаю, что Беларусь сможет совершить технологический прорыв, только если к нам придут мировые бренды. Для них дверь будет открыта.
Shodman: Считаете ли Вы, что Беларусь должна сохранить в государственной собственности голубые фишки?
На начальном этапе – безусловно. Затем следует уменьшать долю государства.
Verkeus: Кто будет реально руководить страной при Вашем президенстве: Вы или ваша супруга? Получит ли она министерский пост или пост в идеологическом секторе? Продолжит ли она находиться в оппозиции к власти?
На женщин я свою работу не перекладываю.
Назначить журналиста на государственный пост – значит убить журналиста, а Ира свою профессию любит. Поскольку в оппозиции к демократической власти будут остатки лукашистов, то она будет точно не с ними.
Verkeus: Поскольку за один президентский срок ничего реально изменить невозможно, станете ли Вы добиваться переизбрания на второй, третий?..
За один президентский срок реально изменить очень многое, и главное – заложить основы развития, а не стагнации. Так и произойдет.
Shodman: Что нужно сделать в Беларуси президенту для того, чтобы произошел качественный скачок в уровне жизни населения?
Дать людям свободу жить, работать, заниматься бизнесом. Высвободить и поощрить частную инициативу. Привлечь в Беларусь лидеров мировой экономики. Стать значимой частью могущественного европейского экономического центра.