Очередной годовой обзор-хронику нарушений прав человека в стране представили белорусские правозащитники.
Основной вывод: в условиях диалога с ЕС власти снизили формальную статистику репрессий, но при этом стали действовать изощреннее, передают «Белорусские новости».
Как отметил вице-президент Международной федерации прав человека Алесь Беляцкий, в 2009 году в Беларуси было значительно меньше административных арестов за участие в акциях протеста оппозиции, уголовных преследований за политическую деятельность. В то же время, по его словам, «увеличилось число целиком незаконных методов давления, таких как жестокие избиения и пытки демократических активистов, превентивные задержания перед началом акций протеста, задержания и вывоз активистов неизвестными людьми за пределы Минска». При этом, несмотря на многочисленные обращения в прокуратуру и следственные органы, ни правозащитникам, ни самим активистам не удалось добиться того, чтобы дела о похищении активистов были должным образом расследованы.
Кроме того, по словам Беляцкого, власть активно использовала такую форму изоляции активистов молодежной оппозиции, как «насильственный призыв в армию с переписыванием их диагнозов о негодности к срочной военной службе».
Правозащитники отмечают возрастание уровня репрессий накануне избирательных кампаний 2010 года. «Это касается и жестокого разгона последних акций оппозиции (таких как акции солидарности и даже празднование Дня святого Валентина), и нерегистрации организаций, и предупреждений независимым СМИ и негосударственным организациям. Отсюда видно, что власти начали подготовку к президентским выборам так, как они это понимают. Это закручивание гаек, усиление репрессий и попытки максимально контролировать гражданскую активность», — заявил Беляцкий.
Оценивая первые два месяца 2010 года, составители доклада отметили, что в феврале конфликт между официальным и неофициальным союзами поляков привел к дипломатическому скандалу. Кроме того, в дни, когда проходили судебные слушания по делу о принадлежности Дома польского в Ивенце, имели место массовые задержания общественных активистов, а руководителям неофициального СПБ суды вынесли административные наказания.
8 февраля была разогнана акция солидарности с содержащимися под стражей волковысскими предпринимателями Николаем Автуховичем и Владимиром Осипенко, а журналистам, которые пришли освещать акцию, снова мешали снимать происходящее на фото- и видеокамеры.
В связи с усилением репрессий правозащитные организации страны заявили о намерении провести переговоры с силовыми структурами с целью поиска путей для нормализации деятельности правоохранительных органов при обеспечении безопасности во время проведения мирных акций. Встреча была запланирована на 19 февраля в отеле «Европа». Однако представители МВД и КГБ на встречу не пришли, а в последний момент администрация отеля отказалась от договоренности предоставить помещение, сославшись на то, что его арендовала «делегация из Бразилии».
«Сейчас властям более удобны методы задержания и избиения без составления протоколов, административные штрафы, использование армии как инструмента репрессий против молодежных активистов, угрозы и увольнения по месту работы или учебы. Но, к сожалению, ничто не мешает властям при активизации общества вновь вернуться к административным задержаниям и уголовному преследованию», — подчеркнул Беляцкий в эфире «Радыё Свабода».
В свою очередь, правозащитник Валентин Стефанович в интервью БелаПАН отметил: «Власти изменили форму репрессий, что вызвано общим изменением внешнеполитической ситуации, которое произошло в 2008 году после освобождения всех политзаключенных и начала процесса налаживания диалога Беларуси и ЕС. Белорусские власти решили сделать репрессии менее заметными, но по-прежнему стремятся контролировать все».
Он напомнил, что теперь участников мирных акций, например, чаще всего задерживают, а потом отпускают через несколько часов без составления протоколов. «То есть, акцию провести все равно невозможно, но при этом для спокойствия Европы не «портится» статистика лиц, которые были кратковременно лишены свободы (например, наказаны арестом на 15 суток). Власти стали чаще применять штрафы», — отметил собеседник.
По его мнению, начало 2010 года стало «весьма тревожным». Накануне кампании по выборам в местные советы власти «начали потихоньку закручивать гайки».
«Избирательные кампании в регионах фактически проводят местные органы власти. И их охранительная задача все еще осталась актуальной. Власти на местах действуют так же, как и раньше. При том, что Центральная комиссия явно демонстрирует желание как можно лучше организовать процесс выборов в местные советы», — отметил Стефанович.
Правозащитник говорит, что уже накопилось достаточно фактов давления на тех представителей оппозиции и гражданского общества, кто решил каким-либо образом принять участие в местных выборах. «Кандидатов в депутаты вызывают в милицию для беседы, на членов инициативных групп оказывают давление по месту работы, заставляя письменно отказываться от участия в работе группы, активистам угрожают увольнением или отчислением с места учебы», — сказал Стефанович.
Он не исключает, что вскоре волна репрессий может усилиться.
«Осенью нас ждет президентская избирательная кампания, гораздо более жесткая, — отметил Стефанович. — Можно предвидеть виток репрессий. Пока только неясно, пойдут ли власти на уголовное преследование по политическим мотивам либо же репрессии будут носить скрытый характер».