Если белорусы пробойкотируют «выборы», изменится сознание людей.
О том, можно назвать проходящие в Беларуси избирательный фарс волеизъявлением народа и что будет происходить после них, Polskie radio побеседовало с главным редактором новостного портала Хартия’97 Натальей Радиной.
- Скоро выборы, хотя начались они в Беларуси раньше времени. Хочется даже сказать: выборы Александра Лукашенко. По сути ведь, выборы без выбора?
- Выборов в Беларуси абсолютно нет. Мы наблюдаем за очередным спектаклем с участием Лукашенко и нескольких кандидатов, которые выступают в качестве его подтанцовки. Это фрики. Это не политики, не серьезные фигуры в общественной и политической жизни Беларуси. Сегодня уже проходит досрочное голосование, которое традиционно в Беларуси фальсифицируется. На него гонят студентов, военнослужащих.
- Вы категорически против такого голосования?
- Естественно. Ни в одной цивилизованной, демократической стране мира нет такого высокого процента проголосовавших. В Беларуси он достигал 30%, хотя досрочно голосуют те, кто в день выборов по каким-то очень серьезным причинам не может прийти на избирательный участок. Вы можете представить себе ситуацию, что треть страны в день выборов уезжает из Беларуси? Такого быть не может. Понятно, что это сознательная гонка. Людей сознательно заставляют идти на избирательные участки путем давления, административного ресурса. Студентам угрожают, что их исключат из университетов, учителям и бюджетникам, что их уволят с работы. Военнослужащим вообще просто отдают приказ. Они идут голосовать досрочно, а за этим голосованием нет надлежащего наблюдения, нет никакого надзора за подсчетом голосов и соответственно его уже заранее можно считать сфальсифицированным.
- Используют также «метод пряника»: говорят, чтобы студенты пришли проголосовать в четверг, за что дают им свободную пятницу.
- Это тоже используется. Но я помню свою практику. Когда я училась в университете, нас тоже заставляли голосовать досрочно. Я, кстати, этого не делала. Нам угрожали, что могут исключить. Я не ходила на избирательные участки и никто меня не исключил. Чаще всего это вранье. Если не идет огромное количество студентов, всех исключить невозможно. Можно исключить одного-двух по политическим причинам, но массово это сделать невозможно. Сами же белорусы эти выборы пробойкотируют, не придут. Среди избирателей Беларуси сейчас побеждает стратегия бойкота. Люди понимают, что участвовать в спектакле нет никакого смысла. Все демократические силы страны выступили в данном случае едино – отказались участвовать в этом фарсе.
- Что будет после выборов, что изменится? Президент не изменится…
- Если белорусы пробойкотируют эти выборы, а я уверена, что так и будет, изменится сознание людей. Люди поймут, что они могут что-то сделать в этой ситуации. Пустые участки докажут Лукашенко, что общество отказывается его принимать. Понятно, что тяжелая ситуация, репрессии вселяют страх в людей, но не пойти на участок – это достаточно простой шаг, который может себе позволить сделать каждый. За этим не могут последовать какие-то серьезные репрессии. Это и может быть событием, которое вызовет оптимизм.
- Вы действительно в предвкушении того, что на участках будет пусто?
- Я уверена в этом. Будет создаваться видимость, возможны карусели, но явка не составит 30-40%. Это стопроцентно.
- Лукашенко за последние годы изменился?
- Как он может измениться? Диктаторы не меняются.
- А его лавирование…
- В этом его постоянство. Он всегда лавировал между Россией и Западом, катался на этих качелях. И сегодня он пытается это делать.
- Вы как человек, который побывал за решеткой в Беларуси, вынужден был уехать из родной страны, как воспринимаете ситуации, когда Лукашенко дарит цветы Меркель, становится «голубем мира» на переговорах по Донбассу…
- Какой «голубь мира»? Клоун!
- А бывший глава МИД Польши и экс-спикер парламента Радослав Сикорский пишет в Twitter, что надо возобновлять диалог с Беларусью.
- Типичная ошибка европейских политиков. Радослав Сикорский меня вообще удивил. Он ведь прекрасно знает, что такое диалог с режимом Лукашенко. Именно он и тогдашний глава МИД Германии Гидо Вестервелле приезжали в Минск накануне президентских выборов 2010 года, обещали Лукашенко финансовую поддержку, если выборы пройду относительно спокойно. На это было странно смотреть. Лидеры демократической Европы приезжают в страну-диктатуру, жмут руку диктатору. Это уже было предательством демократического будущего Беларуси. Но, как я люблю повторять, я не сомневаюсь в Лукашенко. Он сам все испортил. Мы увидели, что было после 2010 года. Несмотря на все его обещания и т.н. либерализацию, закончилось все брутальным разгоном акции 19 декабря и массовыми арестам.
- Мы помним эти страшные и кровавые сцены. Ужас начался еще до закрытия избирательных участков.
- И тот же Радослав Сикорский после этого написал статью, в которой назвал Лукашенко лузером, сказал, что он проиграл выборы. А сейчас этот же политик говорит о диалоге с Беларусью. С кем? Если с Лукашенко, то это закончится так же, как и 19 декабря 2010 года.
- Но Запад продолжает общаться с Лукашенко. Переговоры по Донбассу проходят в Минске. Получается, что Лукашенко всех переиграл?
- Повторюсь: я верю в Александра Григорьевича Лукашенко. Посмотрим, что будет после выборов.
- Часто Запад критикует оппозицию за отсутствие лидера: да, мы знаем, какой Лукашенко, но кто, если не он? Появляются мысли, что, может, белорусам нужна сильная рука.
- Я не понимаю, о каких лидерах вы говорите. Есть бывший кандидат в президенты, лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь» Андрей Санников, который фактически выигрывал выборы у Лукашенко в декабре 2010 года. Об этом свидетельствовали независимые наблюдатели, которые вели подсчет голосов на участках. Сегодня есть Николай Статкевич – бывший кандидат в президенты, который пять лет провел в тюрьме, который сегодня в Беларуси является моральным лидером. Вы считаете, этого мало? Я перечислила далеко не всех достойных политиков, которые сегодня есть в стране. Это миф, который сегодня создает официальная белорусская пропаганда, в т.ч. здесь на Западе, о том, что кроме Лукашенко никого нет. Так не бывает. Это все равно, что сказать: в России нет никого кроме Путина. Любые диктатуры создают такие мифы.
- Сколько лет Вы отводите режиму Александра Лукашенко?
- Я, честно говоря, каждый раз надеюсь, что это закончится завтра. Если мы не будем надеяться, у нас не будет сил. Поэтому я надеюсь, что это произойдет достаточно скоро.
- Если бы выборы в Беларуси проходили в соответствии со всеми демократическими стандартами и нормами, Лукашенко бы не выбрали?
- Если будет свободная избирательная кампания не один месяц, а, как минимум, полгода, у Лукашенко нет никаких шансов. Если будет соблюдаться свобода слова, свобода собраний, доступ оппозиции к СМИ – то, чего у нас нет – проиграет. Во время выборов в 2010 году у кандидатов было по полчаса эфирного времени на телевидении. Сегодня мы видим то же самое. Это не доступ оппозиции к телевидению. В стране не произошли никакие изменения. Запад приветствует Лукашенко – о чем идет речь? Он выполнил лишь одно условие: освободил политических заключенных. Но они даже не реабилитированы, не говоря о том, что страна остается диктатурой. Тотально нарушаются права человека. Конечно же, если будут свободные выборы, Лукашенко их проиграет. Вы спрашиваете, сколько Лукашенко осталось. Надо учитывать, какая сегодня экономическая ситуация в стране – она катастрофическая. Каждый день мы получаем информацию о том, что идут массовые увольнения, подорожание, сокращение людей на заводах, падение зарплат, девальвация. В этой ситуации Лукашенко очень тяжело.
- С другой стороны, ему помог «украинский вопрос», война в Украине.
- Естественно. Но война в Украине ему и вредит, поскольку Россия сегодня не в состоянии его содержать в том же объеме, в каком она это делала все 20 лет, за счет чего он, собственно, и держится у власти. Это бездарный руководитель, который не реформировал экономику, который удерживает власть силовым путем. Этот репрессивный аппарат он может содержать только за счет российских денег.
- В завершении нашей беседы – что вы думаете относительно истории с авиабазой РФ в Беларуси?
- Типичный шантаж в стиле Лукашенко. Нет у него никакого выбора. Если Россия захочет поставить авиабазу, она ее поставит. В данном случае бодаться с Россией он не в состоянии. Сегодня он пытается что-то выторговать у Запада в обмен на то, что он, якобы, не разместит эту авиабазу. Поверьте мне, если Лукашенко останется у власти, будет российская авиабаза в Беларуси. Сегодня это марионетка. Как бы он ни хорохорился и ни пыжился, он – марионетка в руках Путина.