На заводе «Металлист», бывшем некогда одним из лучших в СССР по производству эмалированной посуды и сантехнических изделий, сегодня работают 15 человек.
Кредиторская задолженность предприятия на начало февраля превысила Br2,5 млрд. И это притом, что спрос на продукцию предприятия есть – однако полки белорусских магазинов заполнены эмалированной посудой российского и украинского производства, пишет «Интерфакс».
Завод – официально он называется ОАО «Борисовский завод «Металлист» – выпускает продукцию, в хозяйстве нужную: выше упоминавшуюся эмалированную посуду, раковины и мойки. Рынок и в Беларуси велик, а при должном подходе и напряженной работе маркетологов и на экспортные поставки можно замахнуться. В Советском Союзе было 54 подобных предприятия и борисовский завод входил в пятерку лучших. Да и после развала СССР дела шли не так уж и плохо: еще пять лет назад на предприятии работали около тысячи человек – для Борисова это немало.
Однако завод начал приходить в упадок. Были и ошибки маркетологов – предприятие вовремя не перестроилось на выпуск конкурентоспособной продукции. Однако, не исключено, были и другие моменты.
Государство пыталось поддержать «Металлист». Подведомственное Минпрому предприятие получало различные меры господдержки от правительства, Борисовского горисполкома, Миноблисполкома. Всего, по оценке Борисовского райисполкома, «Металлист» получил с 2004 года более Br2,21 млрд. Однако деньги шли не на поддержку и модернизацию предприятия, не вкладывались в производство. Как следует из результатов проверки Комитета государственного контроля Минской области, ссуды и субсидии использовались на погашение долгов и выплату заработной платы. «Крайним» же становился руководитель предприятия: с 2004 года за «недостигнутый экономический эффект» на «Металлисте» сменились 7 директоров. Последний, и.о. директора И. Мицура, был назначен на должность в декабре 2009-го.
«Металлист» фактически погиб в 2009-м. За прошлый год, по данным Борисовского райисполкома, предприятие получило убытки от реализации продукции, работ и услуг на сумму свыше Br800 млн. Всего же кредиторская задолженность предприятия на 1 февраля 2010 года составила Br2,54 млрд.
Еще в августе 2009-го на «Металлисте» работали 149 человек. Спустя полгода их осталось 15. Средняя заработная плата «последних из могикан» на начало года составляла в среднем Br505 тыс. Да и выплачивалась она из средств, вырученных за счет реализации готовой продукции, оставшейся на складах завода.
Минпром еще в августе 2009-го фактически отказался от борьбы за сохранение предприятия: как сообщили «Интерфаксу» в Комитете госконтроля Минской области, министерство промышленности приняло решение о приостановлении деятельности завода. «Именно это предопределило финансовую несостоятельность и окончательную потерю платежеспособности предприятия», – считает начальник управления контроля отраслей хозяйства и денежно-кредитной сферы Комитета государственного контроля Минской области Валентина Зезюлькина.
С сентября прошлого года полностью остановлено производство стальной эмалированной посуды, не выпускаются раковины и мойки. Из 80 аппаратов по штамповке продукции из белой жести в производстве задействовано лишь два. Живет лишь склад: здесь, еще с лучших времен, скопилось готовой продукции на Br351 млн. За счет этого и выживают: складские запасы превышают объемы производства более чем в 12 раз. Износ оборудования составляет около 93%.
Будь продукция «Металлиста» невостребованной, ситуацию можно было бы понять: ну не смогли полностью перестроиться, переоборудоваться с «керосинок на компьютеры». Вот только в борисовском универмаге «Веста», который раньше плотно работал с «Металлистом», теперь в широком ассортименте продается та же эмалированная посуда, только российского производства. Вот такое импортозамещение наоборот. При этом продавцы магазина уверяют: посуда и изделия из «нержавейки» по-прежнему пользуются устойчивым спросом у покупателей. Да и в других магазинах во всех городках и городах Беларуси можно встретить российские и украинские наборы эмалированной посуды, аналогичные тем, которые выпускались на борисовском заводе.
Есть и специалисты – уволенные ранее с завода рабочие, обладающие и уникальной профессией жестянщиков, и, самое главное, опытом работы, с тоской вспоминают о родном предприятии.
По словам Зезюлькиной, для реанимации предприятия (некоторые агрегаты и узлы необходимо заменить) необходимы, если не учитывать долги «Металлиста», «смешные» деньги: около Br100 млн. Или $35 тыс. Безусловно, речь не идет о полной модернизации завода, однако, вложив эти средства, его можно запустить и производство, при грамотном маркетинговом подходе, может начать зарабатывать само.
Есть и потенциальный инвестор: минский бизнесмен готов вкладывать деньги в производство. Он готов выпускать металлические банки для сыпучих тел, терки, приспособления для чистки рыбы. Однако пока ему дают «от ворот поворот».
А тем временем завод понемногу… распродают. По мнению Зезюлькиной, именно интерес к помещениям предприятия со стороны определенных коммерческих структур может являться причиной катастрофы, произошедшей с «Металлистом». «Внутри завод совсем не похож на банкрота: помещения находятся в отличном состоянии – заходи и работай», – отмечает начальник управления контроля отраслей хозяйства и денежно-кредитной сферы Комитета государственного контроля Минской области.
Однако уже ушли «с молотка» на аукционах административно-бытовой комплекс с помещениями фирменного магазина, гаражи со стоянкой, складские помещения, здание столярного цеха и производственного цеха блоков для автотракторной техники, здание теплопункта. Между тем предприятие находится далеко не на окраине, а в центре города, в 300 м от райисполкома! Лакомый кусочек.