Наблюдатели от объединения белорусских пенсионеров рассказали, с какими нарушениями проходит «голосование».
В результате объявленной акции «пенсионного наблюдения», объединения белорусских пенсионеров «Наше поколение» через различные политические структуры и кампании направило порядка двадцати людей пожилого возраста на участки для голосования в качестве наблюдателей. Предлагаем вашему вниманию их впечатления от досрочного периода голосования:
Выборы без выбора
«Выборы» 2015 года оказались наиболее близки к «свободному волеизъявлению» советского периода. Старшее поколение помнит три основных атрибута выборов коммунистического периода - основной кандидат от партии; дублер, имитирующий право выбора и, самое главное, - буфет. В Беларуси все эти признаки присутствуют в полной мере - население и мировое сообщество даже не сомневается, кто станет победителем «шоу»; конкуренты Лукашенко либо публично поддерживают своего основного оппонента, либо заявляют о том, что их целью был рост рейтинга, не превышающий и 20%. В качестве «буфета» в стране были, наконец, выплачены все заработные платы (на некоторых предприятиях рабочие получали аж за июль!), была проиндексирована пенсия и т.д.
Власть в этой стране сделала абсолютно все, чтобы создать для себя наиболее «тепличные условия» для «элегантной победы», устранив основных конкурентов, показывая по телевизору пропагандистские передачи и фильмы; не пустив в избирательные комиссии представителей демократических сил. Это не удивительно, поскольку, объективно, социально-экономическая жизнь абсолютно всех категорий граждан реально ухудшилось. Низкие зарплаты и высокие цены; постоянно увеличивающийся уровень безработицы; невыносимые условия ведения мелкого и среднего бизнеса и массовые сокращения рабочих на предприятиях могли реально изменить сегодняшнюю политическую власть при условии наличия хотя бы одного харизматичного и уверенного в себе конкурента Лукашенко.
Результаты наблюдения
Абсолютно очевидно, что при таких условиях - когда нет представителей демократической общественности в избирательных комиссиях; когда агитация ведется только за одного кандидата; и, наконец, когда конкуренты действующего главы государства даже не ставят своей целью победить - результат «выборов» абсолютно очевиден. Безусловно, в случае проведения хотя бы самой процедуры свободного волеизъявления, не было бы такой высокой явки, а процент проголосовавших за Лукашенко не превышал бы и 60% (в любом случае, он бы вышел во второй тур) - но итог все равно был бы тем же. Но, это не наш путь...
Наш путь - это провокация постоянного противостояния, это узурпация власти на всех уровнях, это проведение «выборов» не по закону, а по инструкциям вышестоящего начальства.
Организация предлагает комментарии некоторых наблюдателей:
Галина Гончарик (Центральный р-н г. Минска):
- Когда я пришла на участок, мне выделили место вообще за пределами участка для голосования в коридоре. При этом даже не дали стул (!). Конечно же, потом они исправились, но это произошло после моего предложения комиссии подготовить участок для голосования так, как следует и найти возможность выделить мне место для сидения...
Янина Жизневская (Фрунзенский район г. Минска)
- Я вообще не понимаю, как у них происходит подсчет избирателей. В один из дней я насчитала на 40 человек меньше, чем дала мне избирательная комиссия, а во второй я насчитала их больше. Создается такое впечатление, что они протоколы пишут не согласно своим журналам, а указаниям сверху. Было бы намного проще, если бы нас допускали к спискам избирателей.
Наталия Качановская (Ленинский район г. Минска):
- Создается такое впечатление, что наблюдатели за «выборами» в Беларуси - это какой-то антураж к «выборам». Сегодня я даже не могу сказать точную явку избирателей, поскольку председатель комиссии играет в «партизана на допросе», для которого общее количество избирателей на участке - государственная тайна. Каждый день я задаю один и тот же вопрос и не могу получить вменяемый ответ...
Бронислава Поцелуйко (Ленинский район г. Минска):
- С таким хранением бюллетеней и урн для голосования, как у нас, сложно гарантировать их сохранность и, при желании, отсутствие каких-либо манипуляций. Можете себе представить, что на ночь помещение для голосования не опечатывается, а ключ от него просто забирает себе председатель соседней участковой комиссии. Также непонятно формирование этих двух комиссий. Абсолютно все члены этих комиссий являются представителями одной организации - РУП «Беллифт». Более того, они даже умудрились «пригнать» наблюдателей из этой организации, которые «отмечались» у председателей, как в поликлинике или в милиции (!)
Тамара Яновская (Ленинский район г. Минска):
- Стол участковой комиссии находится настолько далеко, что я уже и не знаю, что делать. Наверное, прийдется с собой брать бинокль, чтобы хоть что-то рассмотреть. Создается такое впечатление, что участковая комиссия рассматривает «выборы», как свое внутреннее мероприятие - хотим дадим информацию, хотим - не дадим. Например, сегодня я так и не получила данных о количестве избирателей «на дому» - а ведь их нет уже почти полтора часа (!).
Через несколько часов начнется подсчет голосов, демократические силы добивались того, чтобы он был максимально открытым и прозрачным. Сможет ли власть пересилить себя и пустить наблюдателей к получению реальной информации?
Что мы понимаем под прозрачным подсчетом голосов? Предлагаем вашему вниманию короткое видео из парламентских выборов в Украине, снятое в городском поселке Сумской области членом нашей инициативы, который находился там в качестве обычного наблюдателя (стоящие сзади люди - обычные наблюдатели)... Сможет ли так считать голоса налогоплательщиков Беларусь - узнаем уже сегодняшним вечером...