Группа наблюдателей от ОБСЕ и Совета Европы представила результаты мониторинга «президентских выборов».
Прежние шесть президентских и парламентских «выборов» по результатам подобных мониторингов были оценены как несоответствующие обязательствам ОБСЕ.
Согласно отчету, «Беларусь еще должна пройти долгий путь к исполнению своих обязательств по проведению демократических выборов». Было отмечено, что наблюдатели не имеют возможности наблюдать за верификацией подписей за выдвижение в кандидаты, за подведением итогов «выборов». Избиркомы имеют право ограничить доступ наблюдателей по своему желанию. В половине случаев наблюдателям не дали доступа к списку избирателей, иногда к процедуре «подсчета» голосов.
«Радыё Свабода» перечисляет некоторые нарушения, отмеченные в отчете международных наблюдателей:
- Нормативно-правовая база не изменилась существенно, правки в Избирательный кодекс 2013 и 2014 годов (внесенные без публичного обсуждения) не учли ключевые рекомендации ОБСЕ и других, в том числе рекомендации относительно несбалансированности избирательных комиссий и процедуры досрочного голосования.
- Ограничение свободы слова относительно призывов к срыву, отмене или переноса выборов, криминализация клеветы и оскорбления властей.
- Отсутствие прозрачных критериев отбора членов территориальных и участковых избирательных комиссий. Формирование этих комиссий осталось в компетенции местной власти.
- Отсутствие единого списка избирателей, что не позволяет уберечься от многократной их регистрации. Избирателей можно регистрировать на участках в день голосования, что не дает достаточной юридической защищенности.
- Высокопоставленные чиновники агитировали за Александра Лукашенко в рабочее время, в некоторых случаях - на государственных предприятиях. Некоторые общественные объединения и организации, которые финансируются государством, агитировали за Лукашенко.
- Финансовые отчеты кандидатов не были выложены в открытый доступ, отсутствовали требования по аудиту, что не обеспечило достаточную прозрачность финансирования предвыборной кампании.
- Некоторые государственные СМИ освещали избирательную кампанию с посланиями в пользу Александра Лукашенко, он был наиболее заметной фигурой благодаря освещению его деятельности как должностного лица.
- Невозможность обжаловать некоторые решения избиркомов, включая конечные результаты. Ограниченный круг лиц, имеющих право подать жалобу.
- В ряде случаев заявленная явка не соответствовало количеству подписей в списке избирателей. На 47 участках обнаружены предположительно одинаковые подписи.
- На 22 участках замечены признаки вброса бюллетеней.
- С 2001 года в Беларуси не было зарегистрировано ни одной новой политической партии, что противоречит параграфу 7.6 Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года.
- Треть процедур подсчета голосов, за которыми велось наблюдение, получили плохую или очень плохую оценку вследствие значительных проблем. Четверть процессов подведения итогов получила негативную оценку.
- БДИПЧ наблюдала за шестью последними выборами, и все они были оценены как не соответствующих обязательствам ОБСЕ.
- Ни один из шести осужденных кандидатов в президенты на выборах 2010 года не был реабилитирован. Право баллотироваться ограничено предварительной уголовного судимость; такие действия, как участие в несанкционированных мероприятиях, могут привести к возобновлению исполнения приговора.
- Избирательный кодекс запрещает членство в избирательных комиссиях глав местных исполнительных и административных органов. Но другие представители руководства этих органов - такие, как заместители председателей, начальники отделов, - занимали руководящие должности в некоторых территориальных комиссиях или руководили их работой.
- В состав территориальных и участковых комиссий была назначена мизерное количество представителей оппозиции, ни один из них не был назначен на руководящую должность. Их жалобы на отказ во включении в состав избирательных комиссий отклонены с формулировкой «безосновательны».
- Было отмечено, что инициативная группа Лукашенко злоупотребляла административными ресурсами в процессе сбора подписей.
- Правила верификации подписей недостоверные и противоречат международным добросовестным практикам. Также они допускают произвольные решения ТИК, которые не могут быть обжалованы.
- Низкая присутствие избирателей на большинстве агитационных мероприятий свидетельствовало об отсутствии интереса общественности к выборам.
- Практика предвыборной агитации стерла границу между предвыборной кампанией Лукашенко и государством. Несколько его доверенных лиц были высокопоставленными чиновниками, которые продолжали осуществлять свои государственные функции во время проведения кампании.
- Собрание, организованное Министерством обороны, призвало всех нынешних и бывших военнослужащих, а также их семьи, поддержать кандидатуру Лукашенко.
- Экзарх Русской православной церкви в Беларуси поддержал кандидатуру Лукашенко на церемонии, где присутствовали другие духовные лидеры, представители власти, проправительственных партий и сам Александр Лукашенко.
- Доверенные лица Лукашенко организовывали встречи на государственных предприятиях, что дало ему неправомерное преимущество и противоречит параграфу 7.7 Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года.
- Организаторы мероприятий, на которых ставилась под сомнение легитимность выборов, судом были оштрафованы за проведение их без разрешения.
- Некоторые государственные органы продолжают практику засекречивания общественно доступной информации, что противоречит параграфу 9.1 Копенгагенского документа ОБСЕ.
- 22 сентября ЦИК отклонила запрос журналиста на предоставление информации о предвыборных фондах кандидатов, объяснив, что СМИ не уполномочены получать эту информацию.
- Предварительные заключения медиамониторинга свидетельствуют о гораздо большем освещении деятельности Лукашенко. За период с 7 сентября по 7 октября государственное радио и телевидение посвятили 47% своего политического вещания Лукашенко, 9% - Короткевич, по 7% - Гайдукевичу и Улаховичу.
- Большинство жалоб в ЦИК были отклонены на формальных основаниях или как необоснованные. Рассмотрение жалоб не всегда было прозрачено.
- Около двух третей всех аккредитованных гражданских наблюдателей представляли общественные объединения, которые финансируются государством (ФПБ, БРСМ, «Белая Русь»).
- Плохое качество печатей и ящиков иногда ставила под сомнение безопасность бюллетеней при досрочном голосовании.
- На четырех процентах участков наблюдатели отметили несоблюдение тайны голосования.
- В 50% случаев наблюдателям было отказано в проверке списков избирателей, и в некоторых случаях они не могли видеть процедуру досрочного голосования.
- Подсчет голосов получил негативную оценку наблюдателей. 30% процедур подсчета голосов были оценены как плохие или очень плохие.
- Только один кандидат открыто критиковал Лукашенко, что представило избирателям ограниченный выбор.