Наблюдатель Марина Катеринич, как и Наталья Горячко, не поднялась из-за стола, когда Лукашенко перед голосованием подошел к ним на избирательном участке № 1.
Но Марина, в отличие от Натальи, не попала в объектив журналиста агентства Associated Press Сергея Грица.
Корреспондент «Радыё Свабода» побеседовал и с наблюдателем Мариной Катеринич.
Как рассказала сама Марина, она не считает, что сделала некий героический поступок — просто девушка не считала необходимым подниматься перед Александром Лукашенко.
По словам Марины, перед визитом Лукашенко избирательный участок соответствующим образом украсили, туда съехались журналисты, а члены избирательной комиссии начали обсуждать, как вести себя, когда придет президент:
«Перед этим председатель комиссии подошел к нам и сказал, что, в конце концов, делайте, как хотите: то есть, мужчины должны, скорее всего, встать, а женщины могут не вставать. Как только появился Лукашенко, все остальные наблюдатели — и мужчины, и женщины — моментально повскакивали.
Я считаю, что я воспользовалась своим правом женщины не вставать, тем более, что когда перед этим женщины приходили голосовать, мужчины же не вставали. Я считаю, что это какие-то пережитки советского времени, а я всегда стараюсь как-то от них абстрагироваться. То есть, я не считаю, что сделала некий героический поступок. И я не скажу, что я так сделала, чтобы унизить кого-то. Но я не вижу повода для того, чтобы вставать», — отметила Марина Катеринич.
Девушка не заметила и какой-то особенной реакции на свой поступок со стороны Александра Лукашенко.
«Он просто кивнул, и я ему тоже ответила — ну, поздоровалась, получается», — рассказывает она.
По ее словам, остальные наблюдатели и члены комиссии фактически никак не отреагировали на данный инцидент с участием независимых наблюдателей — по крайней мере, с ними на эту тему никто не разговаривал.
«Мы (два независимых наблюдателя — РС) вообще фактически мало что обсуждали с остальными членами комиссии, преимущественно разговаривали между собой. Мы с ней (Натальей Горячко — РС) вместе вели подсчет голосов, а когда необходимо было выйти, например, пообедать, мы с ней чередовались время от времени, и именно с ней сотрудничали», — рассказала Марина.
Она говорит, что независимые наблюдатели на избирательном участке № 1 заметили существенное завышение явки.
«На время окончания выборов я недосчиталась до 700 человек. В том смысле, что, по нашим подсчетам, за основной день голосования пришли 722 человека на участок, что составило приблизительно 51% за все дни. А по итогам комиссии у них уже на 14.00 был 61%, в то время как у нас — только 17,44%. А потом выяснилось, что не 722, а где-то 1400 избирателей пришли, по официальным данным», — говорит Марина Катеринич.
Марина Катеринич констатирует, что у наблюдателей фактически не было возможности наблюдать за подсчетом голосов избирателей:
«Нам фактически не позволили наблюдать. Я так представляла, что когда идет подсчет голосов, то наблюдатели вправе все видеть. Но нас посадили за 4 метра, не было ничего видно, за кого там были поставлены галочки. Члены комиссии сами вели подсчет голосов, а потом объявили свой результат».
Марина Катеринич записалась в наблюдатели от Объединенной гражданской партии, хотя сама не является членом ни одной партии.