На рыбо- и молокоперерабатывающих предприятиях Беларуси с 19 октября стартуют совместные проверки российских и белорусских ветеринарных инспекторов.
Такие планы озвучил Россельхознадзор «в связи с продолжающимися выявлениями нарушений при поставках продукции животного происхождения в Россию», пишет «Белрынок».
На сей раз в качестве претензий предъявлены «опасные для здоровья человека микроорганизмы, в том числе листерии, а также остаточные количества запрещенных и вредных веществ, таких как нитрофураны, тетрациклины, метронидазол, в количествах, превышающих максимально допустимые уровни, установленные законодательством ЕАЭС».
В связи с этим Россельхознадзор обратился в адрес ветеринарной службы Беларуси с просьбой до проведения инспекции ограничить поставки в Российскую Федерацию продукции ряда белорусских предприятий, допускавших неоднократные нарушения требований ЕАЭС. Сроки инспекции были якобы определены «с учетом просьбы белорусских коллег».
Минск на это заявление до сих пор публично никак не отреагировал. Но это особенно и не удивляет. Так уж сложилось, что о конфликтах в белорусско-российской торговле продовольствием и их последствиях СМИ узнают главным образом от российской стороны.
Например, из сообщений Россельхознадзора о встрече в Москве заместителя руководителя Россельхознадзора Евгения Непоклонова с заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Василием Пивоваром известно, что недовольство россиян связано с поставками прибалтийской рыбы. Дескать, из статистики следует, что Беларусь «гонит» в Россию латвийскую и эстонскую кильку и салаку, предварительно ее разморозив и посолив. В этом Москва усмотрела два «греха»: во-первых, сырье используется санкционное, а во-вторых, российскими инспекторами оно признано потенциально опасным.
«Имеются все основания полагать, что рыбная продукция, выработанная белорусскими предприятиями из потенциально опасного сырья, допускалась белорусскими уполномоченными органами для сертификации на российский рынок без каких-либо ограничений, – заявил Непоклонов. – И сейчас в нарушение требований законодательства ЕАЭС Беларусь продолжает ввоз рыбной продукции из Латвии и Эстонии. В ряде случаев допускается ввоз продукции с предприятий этих стран, закрытых для поставок в Россию еще в 2013-2014 годах».
Опять же, только из комментариев Россельхознадзора мы знаем, что минская делегация в ответ на эти упреки пообещала рассмотреть вопрос о введении ограничений на поставки рыбы из Эстонии и Латвии.
Было ли у Минсельхозпрода такое намерение на самом деле либо же имела место простая дипломатия, непонятно. Во всяком случае, до сих пор о введении Минском такого запрета ничего не сообщалось. Но о настроении белорусской стороны можно судить по тому, что через несколько дней после сообщения Россельхознадзора о проверках Госстандарт РБ обнаружил червей в российских рыбных консервах – печени трески.
«В результате лабораторных испытаний отобранных образцов рыбных консервов было установлено наличие в них нежизнеспособных половозрелых гельминтов, свернутых в спирали, и их личиночных стадий. Обнаружен также и ленточный червь (Cestoda), размер которого составил 9 см! При этом степень поражения гельминтами составила 68%. Кроме этого, печень трески не прошла тест и по другим органолептическим показателям: наличие постороннего запаха окислившегося жира, неравномерный цвет кусочков печени – от светло-коричневого до темно-коричневого с зеленоватым оттенком вместо от кремового до сероватого, а также несвойственный цвет выделившегося жира – от коричневого до темно-коричневого вместо от соломенного до желтого», – это неаппетитное описание Госстандарт сопроводил убедительными фото, чтобы ни у кого не осталось сомнений, какую гадость «подсунули» нам россияне.
Официально Минск не объявлял о приостановлении поставок с предприятий, попавших под подозрение Россельхознадзора, однако, по некоторым данным, это требование россиян было выполнено. Теперь, скорее всего, продолжится торг – с допуском инспекторов на отдельные предприятия, обещаниями улучшить показатели безопасности и привычным обменом компроматом. Белорусам будут пенять на антибиотики в молоке, листерии в рыбе, бактериальную гниль в картофеле, а те при случае не преминут снять крупным планом российскую печень трески, напомнить о масштабах фальсификации российского сыра или распространения африканской чумы свиней в РФ.
Меры Беларуси в связи с последней, кстати, Россельхознадзору кажутся дискриминационными и чрезмерными. Запрет на поставки из неблагополучных регионов распространяется не только на продукты свиноводства, но даже на корма для кошек и собак.
При этом основным предметом торга Москвы и Минска, по всей видимости, будет усиление российского контроля на белорусском участке внешней таможенной границы ЕАЭС. Об этом недвусмысленно высказался на последних переговорах Непоклонов, обвинив Минск в уклонении от внедрения автоматизированных систем «Аргус» и «Меркурий», которые были разработаны Россельхознадзором для контроля за ввозом и передвижением по стране поднадзорной продукции.
Если верить пресс-службе Россельхознадзора, в Минсельхозпроде РБ обещали исправиться и посодействовать не только переходу на использование ФГИС «Аргус» и «Меркурий» в качестве единых информационных систем Евразийского экономического союза, но и единых реестров импортеров и производителей подконтрольных товаров на территории ЕАЭС.
Однако, судя по молчанию Минска на этот счет, интеграция в этой сфере будет проходить не столь быстрыми темпами, как хотелось бы Москве.