Белорусский вопрос не будет решен, пока не будет принято решение геополитического характера.Белорусский вопрос не будет решен, пока не будет принято решение геополитического характера.
Совет Министров Иностранных Дел стран Евросоюза решил приостановить санкции в отношении Александра Лукашенко и его чиновников на четыре месяца. Среди тех, кто поддержал приостановку санкций, был и польский министр иностранных дел, Гжегож Схетына.
Преподаватель Варшавского Университета, специалист по делам Восточной Европы, Ежи Таргальский достаточно остро раскритиковал Министерство иностранных дел Польши, обвинив его в принятии решений, выгодных Москве и Берлину, а также посоветовал возможному будущему польскому правительству не смотреть декларации Лукашенко, но добиваться от него конкретики. Тогда, по мнению политолога, выйдет на явь, что слова Лукашенко ничего не стоит.
"Радыё Рацыя" пообщалось с ученым.
- В Беларуси прошли т.н. "президентские выборы", не было никаких неожиданностей. Тем не менее, в Совете Министров Иностранных Дел стран Евросоюза решили заморозить санкции в отношении Лукашенко. Какие это принесет последствия для Беларуси?
- Скажем откровенно, с точки зрения Германии, так как она управляет Евросоюзом, Беларусь не имеет никакого значения, Беларусь для нее - часть России, часть отношений с Россией. Поэтому Германия, которая стремится упразднить санкции против России, ведет себя сейчас согласно со своей логикой. Поскольку относительно всей России не удастся снять санкций, то по крайней мере какая-то уступка в отношении Беларуси. Предлогом здесь стали выборы. Правда, не было кого арестовать и избить, потому что тех, кого надо было арестовать и избить, уже давно арестовали и избили. Только отсутствие жертв привело к тому, что эти выборы, или скорее цирк, прошел без демонстраций, беспорядков и т.д. Выборы не имеют здесь никакого значения.
К сожалению, белорусский вопрос не будет решен, пока не будет принято решение геополитического характера. Конечно, Лукашенко готов к различным жестам, ведь идет речь о деньгах. Если кто-то в Польше думает, что перетянет Лукашенко, который сопративляется России, то он ошибается. Все декларации Лукашенко, что он независим от России, что он сопротивляется и т.д., все эти декларации делаются исключительно на показ и не имеют абсолютно никакого значения, не учитывая, конечно, финансового значения для Лукашенко, так как благодаря этим заявлениям какие-то деньги Беларусь получит.
- То есть Вы считаете, что потепление отношений Евросоюза с Лукашенко - не цель сама по себе, но определенный этап в подготовке к потеплению отношений с Россией?
- Безусловно. Так, Беларусь в данном случае только сигнал. Известно, что когда идет речь о санкциях против России, то их сторонниками являются США. В то же же время Германия хотела бы, чтобы все было так, как раньше, так как геополитический интерес Германии заключается в тесном сотрудничестве с Россией. А то, что это происходит ценой других? Главное, что не ценой Германии! Они только пользуются. Поэтому, нечего беспокоиться. Украина на данный момент является чем-то вроде кондоминиум, может не точно, потому что там сейчас пересекаются немецкие и американские влияния, но Германия стремится к тому, чтобы Украина была немецко-российским кондоминиумом. В связи с этим, Беларусь, которая делает вид, что она независима, а на самом деле, если бы Путин принял решение, то в течение 15 минут Лукашенко бы не было, такая Беларусь не составляет никакой проблемы. Все это просто в рамках союза с Россией.
- Можно ли это считать легитимизацией Лукашенко? Увидим ли мы вскоре Лукашенко в Париже, Берлине?
- Может пока в Берлине и Париже нет, ведь впускать троглодитов в салоны не рекомендуется: он может поломать стулья, стол и так далее... Но есть нормализация в смысле признания, что кто-то все-таки существует, и не создания ему проблем.
- А то, что мир будет теперь иначе воспринимать Лукашенко, принимать Лукашенко, это как-то угрожает Беларуси, ее независимости?
- Нет, это не изменит ситуации Беларуси. Если ему куда-то позволят выехать, то выедет, расскажет, что Беларусь независима и не соглашается на какие-то базы, но лучший союзник - это Россия. Не имеет значения, что он будет декларировать. Важна действительность, важны решения. А эти решения принимаются в Москве. Лукашенко может только говорить о какой-то независимость и сопротивлении, но нет никаких шансов, так как белорусская армия и Министерство Обороны подчинены России.