Насильственные действия милиции в отношении журналистов «Народной воли», интернет-издания «Хартия -97», российской «Новой газеты» вызвали адекватный резонанс на Западе.
К сожалению, реакция в самой Беларуси, как всегда, довольно вялая. То ли общество привыкло к подобным вещам, или просто делает вид, что их не замечает.
Но я не об этом. Я о некоторых комментариях, которые появились на популярных интернет-сайтах, придерживающихся независимых и демократических позиций. Не буду называть эти ресурсы, так как дело не в них, а в реакции определенной части аудитории.
Вот, например, один из первых типичных отзывов к фотографиям с Натальи Радиной после их публикации: «А где фингал?» (Это в связи с информацией, что сотрудник милиции ударил журналистку).
Другой характерный отклик пришел сразу после пресс-конференции Радиной, Санникова, Халип в офисе партии БНФ: «Это их нам предлагают в качестве новых героев?». Ну, и далее, разумеется, о президентских выборах, о «пиаре» и т.д.
Легче всего было бы сказать, что эти комментарии пишут «бригадники» по заказу спецслужб, или что это какие-то крайне редки уроды. К сожалению, их не так и мало. И главное, стилистика многих «комментариев» показывает: их авторы пишут, как говорил поэт, по велению собственного сердца. И пишут они не только о журналистах, оказавшихся сейчас в центре общественного внимания, но вообще обо всех заметных людях. Анонимы в своих комментариях любят приписывать объектам критики самые худшие мотивы - видимо, исходя из собственного жизненного опыта.
Я не выступаю за цензуру комментариев - за исключением ненормативной лексики. Все имеют право высказаться. (Мне, например, не нравится, что на сайте той самой «Хартии» публикуются преимущественно отзывы, которые совпадают с мнением редакции и почти никогда - негативные или хотя бы полемические. Но это не имеет отношения к теме).
Мне хотелось бы - хотя я и понимаю всю тщетность этих надежд - чтобы господа комментаторы, которые считают себя, несомненно, людьми достойными и интеллектуальными, поняли одну простую вещь. Если они пишут - «где фингал?», То они мало чем отличаются от милиционера, который силой врывается в квартиру журналистки. Или от того омоновца, который когда-то публично ударил в лицо жену исчезнувшего журналиста Дмитрия Завадского на Октябрьской площади.
Вам могут нравиться или не нравиться отдельные политики и журналисты. Но если происходит насилие над человеком, неприлично кощунствовать: «а, он, по-видимому, просто решил себя пропиарить, чтобы о нем написали, что он герой!»
Поставьте себя сначала на место этих людей - хотели бы вы, чтобы вас пропиарили подобным образом и сделали из вас героя?
У российского поэта Константина Ваншенкина есть стихотворение, которое часто вспоминал мой отец:
Трус притворился храбрым на войне,
Поскольку трусам спуску не давали.
Он, бледный, в бой катился на броне,
Он вяло балагурил на привале.
Его всего крутило и трясло,
Когда мы попадали под бомбежку.
Но страх скрывал он тщательно и зло
И своего добился понемножку.
И так вошел он в роль, что наконец
Стал храбрецом, почти уже природным.
Неплохо бы, чтоб, скажем, и подлец
Навечно притворился благородным.
Скрывая подлость, день бы ото дня
Такое же выказывал упорство.
Во всем другом естественность ценя,
Приветствую подобное притворство!
Это стихотворение, написанное в 1961-м, по-моему, не потеряло своей актуальности.