По мнению эксперта, которое он высказал на заседании Республиканского клуба директоров, нынешняя монетарная политика Нацбанка направлена на то, чтобы пересидеть нестабильность на нефтяном рынке и дождаться более хороших времен для России, а через нее и для Беларуси. При этом в жертву приносится необходимость развития белорусского бизнеса, который лишают доступных денег.
Как считает Леонид Желтонога, по самым оптимистичным прогнозам нестабильность на нефтяном рынке продлиться еще 2-3 года. А некоторые авторитетные организации и вовсе говорят о 15 годах. Иным словами, переждать не получится и нужно приспосабливаться к новым условиям.
"Жесткая монетарная политика, в принципе, это правильно, если рассматривать ее в краткосрочном периоде, скажем, полгода. Но что, если это будет 2, 3 года или 5 лет, что тогда будет с белорусским бизнесом, что будет с экономикой, которая и так упала в рецессию? Ответ очевиден, так как жесткая денежная политика приводит к еще большей рецессии", - уверен Леонид Желтонога.
По словам эксперта, за последние годы на рынке нефти произошли революционные преобразования, которые остались незамеченными многими аналитиками. Речь идет о том, что рынок нефти из сырьевого превратился в рынок капитала.
"Сегодня это чисто финансовый рынок, причем с колоссальными объемами. Это приблизительно 40 триллионов долларов годового оборота, из которых только 1,2 триллиона долларов составляют реальные поставки нефти, а все остальное - чисто финансовые операции", -заявил Леонид Жетонога.
По утверждению эксперта, сегодня долг нефтедобывающих компаний составляет около 2,5 триллионов долларов. Этот долг начал образовываться еще в 2013 году, когда будущие контракты стали дешевле настоящих.
"Когда нефть стоила 100-120 долларов все крупные игроки нефтяного рынка хеджировали свои будущие продажи по цене 100-120. Даже сегодня цена страхования будущих продаж 87-90 долларов", - рассказал эксперт.
Как утверждает Леонид Желтонога, благодаря страхованию будущих поставок, даже продавая нефть ниже себестоимости можно прекрасно себя чувствовать, что и делали нефтедобывающие компании.
Согласно прогнозам аналитиков, на 2016 года цена хеджа будет составлять около 70 долларов.
"Да, мы допускаем, что цена на нефть может подскочить вверх - до 60 или даже до 70 долларов, но затем она опять упадет, потому что опять появятся выгодные сделки для хеджирования", - уверен эксперт.
Но ключевой обвал на рынке нефти, по словам Леонида Желтонога, произошел после того, как в июле 2014 года ожидание роста процентных ставок резервной системы США было заложено на фьючерсах по процентным ставкам. Это привело к повышению курса доллара по отношению к основным мировым валютам и росту цены хеджирования нефтяных сделок. В результате для нефтедобывающих компаний, которые вынуждены были рефинансировать свои долги, фактически заблокировали страхование поставок и цена нефти резко пошла вниз.
"Тогда на рынке нефти начали преобладать короткие продажи, началась игра на понижении, когда нефть фактически бралась в кредит. Не доллары брались, а нефть". - рассказал эксперт.
"Возьмем пример со всем известной компанией "Роснефть". Ее долг составляет сегодня более 50 миллиардов долларов и копания не может его рефинансировать, но фактически делает это через своего швейцарского трейдера. Трейдер дает "Роснефти" предоплату за будущие поставки нефти, деньги идут на погашение долга, а "Роснефть" продает своему трейдеру нефть всего за 30 долларов за баррель. Но самое главное, что вся эта нефть, которая идет на погашение финансового долга, она лишняя и идет не на переработку, а на склад. Сегодня мировой склад лишней нефти только по официальным данным составляет 3 миллиарда баррелей", - рассказал Леонид Желтонога. По утверждению эксперта, только для того, чтобы ликвидировать этот склад и снять финансовую нагрузку с нефтедобывающих компаний, понадобится 2-3 года.
"Только по нашим прикидкам, чисто механическим, эта ситуация продлится не менее 2-3 лет. Но такой авторитетный орган как Goldman Sachs прогнозирует, что эта ситуация продлится 15 лет. Теперь подумайте, что будет с нашим бизнесом если Нацбанк хотя бы в течение 2-3 лет, я уже не говорю про 15 лет, будет проводить жесткую монетарную политику?", - задал риторический вопрос Леонид Желтонога. По его мнению, такая политика губительна для белорусского бизнеса.