В Минске идет общественное обсуждение нового генерального плана столицы. Точнее, речь идет о значительной корректировке генплана, представленного в 2010 году. Документ разработан архитекторами института «Минскградо». Он существенно отличается от первого генплана – образца 2003 года. Тогда социально-культурные объекты предполагалось строить в основном в центре, теперь же упор делается на развитие микрорайонов.
Как говорит главный архитектор унитарного предприятия «Минскградо» Александр Акентьев, согласно новой редакции генплана Минск будет развиваться по принципу «город в городе». «Минск достиг очень больших размеров. Поэтому принято решение заняться комплексным развитием не города в целом, а каждого из его районов. Этот принцип заложен в градостроительную политику генплана», – цитирует Александра Акентьева БелТА.
По его словам, в столице предстоит несколько изменить ее территориальное деление. «В Минске сформированы микрорайонные образования. В этой среде дома образуют единый градостроительный комплекс в огромном пространстве. При этом создать территориальную общность типа кондоминиума, создать ощущение дворового пространства, очень сложно. В будущем в микрорайонах за счет прокладки велосипедных, пешеходных дорожек, озеленения и благоустройства планируется выделить дворовые пространства, чтобы минчане могли чувствовать границы своего двора», – пояснил главный архитектор «Минскградо».
Появятся и две новые линии метро. Третья линия свяжет жилые районы Зеленый Луг и Курасовщину, а четвертая свяжет Веснянку и Чижовку, затем после перспективной станции «Автовокзал „Восточный“» линия пройдет далее под Вторым транспортным кольцом: улицами Денисовской, Аэродромной, проспектом Пушкина, образовав в конечном итоге кольцо – первое в минском метрополитене.
В последнее время городские власти часто заявляют, что численность жителей Минска не должна превысить 2 млн человек, а новое жилье будет строиться в городах-спутниках. Однако в генплане-2015 это отражения не нашло. Наоборот: в нем указано, что сейчас территориальные резервы столицы сосредоточены в восточной части города – районах Зеленый Бор и Ноттингем. До 2020 года здесь планируется возвести около 1,5 млн кв.м жилья. Кроме того, будет активно сноситься частный сектор – освободившуюся территорию также застроят панельными многоэтажками.
Также крупные жилые районы появятся на территориях бывшей птицефабрики и аэропорта Минск-1. Кроме того, новые дома вырастут в микрорайонах Лебяжий, Каменная Горка и Лошица. При этом кварталу Осмоловка, за сохранение которого столько сражались его жители, может быть придан статус культурно-исторического наследия.
О том, как изменится градостроительная политика городских властей, нам рассказал Денис Кобрусев, координатор общественной кампании «Генплан для минчан».
- Можно ли назвать нынешнюю версию генплана более прогрессивной, чем те, что мы видели прежде?
- У меня не сложилось такое впечатление, что мы видим какой-то кардинально новый документ, который значительно изменит жизнь минчан в лучшую сторону. То есть сделает ее более комфортной, более экологичной, чем это было прежде. Ведь это на самом деле даже не новый генплан города, а очередная пятилетняя корректировка, которая основывается на том, что сделали – или натворили – за предыдущие пять лет.
На мой взгляд, эта корректировка генерального плана ставит перед минчанами те же самые проблемы, которые были актуальны и раньше. Это и снос частного сектора, и дальнейшее уплотнение (возможно, в меньших масштабах), и уменьшение зеленых зон. Так что вряд ли это прогрессивная версия.
- Что в этой пятилетней корректировке появилось из положительных моментов, а что, наоборот, ухудшилось?
- По корректировке 2010 года Минск рассматривался не только в границах МКАД, но и выходил на сопредельные территории. Это все комплексно учитывалось, и это было хорошо. Что сейчас происходит? Сейчас генплан сконцентрировался только на том, что делается внутри кольцевой автодороги. А земли, расположенные возле Минска, принадлежат Минскому району. Соответственно, Минский район сейчас раздает землю и там тоже уменьшается количество зеленых насаждений и идет хаотическая застройка. То есть количество зелени вокруг Минска уменьшается, что плохо для всего двухмиллионного города.
Второй плохой момент – то, что становится меньше зеленых насаждений и внутри МКАД. Если по генплану 2010 года ставилась цель получить 21 кв. м зеленых насаждений на человека, то в корректировке 2015-го закладывается параметр 17 квадратных метров. Это свидетельствует о том, что, во-первых, зелени в Минске стало меньше, а населения – больше. И тренд на уменьшение количества зелени будет продолжаться.
Для того чтобы достичь каких-то более-менее приемлемых цифр обеспеченности зелеными насаждениями, появилась идея о включении в городскую черту территории вплоть до Минского моря. Это сделано очень просто – чтобы увеличить количество зеленых насаждений на количество жителей. Если мы «выкинем» Минское море, то мы увидим ситуацию еще более катастрофическую, чем она есть на сегодняшний момент.
- Какова будет судьба частной застройки? На Ваш взгляд, насколько адекватно подходят в «Минскградо» к этой проблеме?
- Сейчас что касается развития Минска, активность представителей частного вектора выходит на первое место. В соответствии с генеральным планом, который нам предложили в этом году, у частного сектора абсолютно нерадужные перспективы. И мне понятна логика разработчиков, которые говорят, что в частном секторе живет очень мало людей, но при этом он занимает очень большую территорию. Но это не значит, что такую логику следует брать на вооружение и уничтожать этот частный сектор.
Во-первых, какой частный сектор уничтожается? Практически полностью – в границах второго кольца – вдоль улиц Орловской, Гусовского, Грушевка. А также вдоль десяти основных радиальных магистралей – таких, как Богдановича, проспекты Дзержинского, Партизанский и др. Но при этом разработчики не уничтожают частный сектор в элитных коттеджных поселках – в той же Веснинке, Дроздах, за Национальной библиотекой. Хотя эта территория тоже очень ценна с градостроительной точки зрения.
И мы видим, что логика «Минскградо» в данном вопросе нарушается – мы уничтожаем частный сектор только простых людей, чтобы на этом месте построить высокоплотную застройку. Я считаю, что это неразумно, поскольку во всех европейских городах частный сектор в застройке все равно присутствует.
Частный сектор никак не мешает развитию города. Кроме того, частный сектор, это еще и придомовые зеленые насаждения, которые будут уничтожены. Но чиновники ссылаются на то, что часто он не очень презентабельно выглядит. Однако стоит вспомнить, что десятилетиями его жителям не давали разрешения на перестройку своих домов, на капитальное строительство. И всегда над этим частным сектором висел дамоклов меч сноса. Если бы этого не было, то, я уверен, весь частный сектор бы вошел в оборот рынка недвижимости. Более бедные люди бы продавали за хорошую цену свои земли, более богатые покупали бы и ставили застройку, современную с архитектурной точки зрения. И частный сектор у нас сегодня выглядел гораздо лучше, круче и мы бы им не возмущались.
- Смогут ли авторы нового генплана Минска решить проблему пробок – например, на улице Козлова, на Якуба Коласа?
- Я не думаю, что проблема пробок вообще исчезнет. Это декларируется, да, но у нас двухмиллионный город и очень большая автомобилизация. Так что сколько дорог ни строй, все равно будут возникать подобные проблемы. Надо смотреть, например, успеют ли сделать третье кольцо, чтобы люди через центр не ездили. Тогда и можно будет говорить о пробках.
Влияют и другие факторы – например, будет ли въезд в центр Минска платным, появятся ли по всему центру города платные парковки. Такие механизмы могут больше посодействовать решению проблемы пробок в центре города, чем строительство новых дорог. То есть пока этот вопрос остается открытым.
- Если раньше город выглядел как пирамида – с высокими домами в центре и малоэтажными к периферии, теперь градостроителям ближе вид кратера – когда центр на фоне периферии выглядит низкоэтажным. Это оправдано?
- Я думаю, это не какое-то желание авторов генплана, а просто констатация того, что реально сложилось в городе из-за высокоплотной застройки микрорайонов. Минск и далее будет уплотняться, и все территории ближе к МКАД будут просто обрастать многоэтажным панельным строительством. В новом генплане это, кстати, четко просматривается. Взять, например, территории между Сухарево и Малиновкой. Раньше там был большой зеленый клин, предполагалось застроить только деревню Сухарево. Но теперь территория застройки там увеличилась в два раза. Это означает только одно: мы увидим еще одну Каменную Горку.
Также нужно помнить, что есть необходимость продуваемости воздушными потоками города. Есть экологические коридоры первого, второго и третьего порядка. Надо учитывать, как движутся по городу воздушные массы, как они выносят из города загрязняющие вещества. Мне кажется, что застройка в виде «кратера» просто ухудшит экологическую ситуацию – перекроет пути выхода воздушных масс из города.
- Реально ли удержать численность минчан в пределах 2 млн человек? Ведь уже сейчас, по неофициальным оценкам, их намного больше.
- Мы не удержим численность горожан в этом пределе. Смотрите: мы сносим частный сектор – и высвобождается большая территория, где можно поставить много панельных домов. То есть количество квадратных метров увеличится, и это будет привлекать в Минск еще больше жителей, в основном из регионов. Чем больше будем строить – тем больше людей будет приезжать сюда из провинции.
Вообще, проблему количества жителей Минска нельзя решить через генплан. Это должна быть государственная политика на совсем другом уровне. Надо развивать инфраструктуру, производство в других городах. Чтобы у людей не было мотивации перебираться в Минск. А строительство городов-спутников пока пробуксовывает. Так что население Минска будет расти и дальше – и новый генплан этого не остановит.