Что говорить, измельчали людишки и даже целые народы. А кто виноват? Кто, кто... Известно кто... И нечего тут голову ломать...
Взять, например, японцев. ...Где сейчас хваленый самурайский дух?.. Америка выпотрошила из японцев всю силу их характера, национальную гордость, если хотите. Или Германию взять... Немецкий национальный характер США словно выпотрошили, словно выпустили из немцев энергию и, если угодно, германскую пассионарность. Понятно, что в прошлом она принимала и, мягко говоря, гротескные формы, но ведь и немецкий романтизм никто не отменял, немецкую философию, музыку, литературу, архитектуру, предприимчивость, фантазию, чувство собственного достоинства.
Это, конечно, Дмитрий Киселев, последняя его воскресная проповедь, в которой вроде бы нет ничего нового. Извечная тоска российского пропагандиста по многополярному миру, в котором все с нами дружат, проявляя таким образом и самурайский дух, и романтизм, и пассионарность. Слегка смущает слушателя, конечно, вот эта непреодолимая страсть шоумена к потрошительству - и японцы у него какие-то освежеванные, и германцы, но это спишем на авторский стиль и садомазохистские изыски.
Ну и заметная ностальгия по тем временам, когда эта самая пассионарность принимала, мягко говоря, гротескные формы, как выражается телеведущий, однако и это не должно удивлять. Тут в яркой форме проявляются особенности авторского мышления. Германия 30-х годов прошлого века вызывает у Киселева такую, знаете, добродушную усмешку, что вполне соответствует его политическим взглядам. Фюрер был смешным, карикатурным злодеем в сравнении с настоящими извергами. И хотя они, изверги, были нашими союзниками в войне с немецким фашизмом и японским милитаризмом, но подлинными врагами были, есть и будут только американцы. Это сейчас окончательно выяснилось.
Оттого и вопросы, которыми он терзает телезрительские сердца, столь безысходны. Сохранила ли Япония способность отстаивать свои национальные интересы? Например, построить совместно с Россией от Сахалина вдоль островов подземный газопровод? А ведь он откровенно необходим. Американцы против - нет газопровода. То есть можно, наверное, попытаться успокоить ведущего, указав ему на то, что газопровода не будет, пока не решится проблема Курильских островов, но зачем? Человек вместе со своими слушателями достиг просветления, указывая на несправедливость мира, которым правят американцы, и не надо им всем мешать. Пусть упиваются гармонией.
Собственно, это уже давний тренд, заданный еще в мюнхенской речи президента Путина: во всем винить заокеанских хозяев, как бы искренне сочувствуя европейцам и разным прочим японцам, которые корячатся у них под пятой. Иногда речи в защиту обездоленных принимают мечтательные формы, как у спикера Нарышкина. Тот, помнится, призывал европейцев исключить Америку из НАТО, взыскуя стабильности. Спикер мечтал, а шоумен разит.
Где, говорит, самураи, харакири и прочие камикадзе, куда подевались? Почему Гитлера нет... то есть Гете, Бетховена и Гельдерлина? Чего они сачкуют, уклоняясь от факельных шествий? Нам типа внятно все - и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений, с каждого еще спросим: зачем, сука, лег под американцев? Но скифские эти, глубоко продуманные и выстраданные вопросы повисают в воздухе, и Киселев безутешен. Американские войска в Японии, как и в Германии, - это фактически оккупационные войска, оставшиеся там после Второй мировой войны. Кого они там, добавим от себя, защищают? Стоял бы там Шойгу с ракетами, была бы хоть какая-то ясность: спасаем Японию и Германию от угрозы американского вторжения. Понятная хоть была бы оккупация. Не поспоришь.
Звучит в жалобах Киселева и дребезжащий личный мотив. Он ведь включен в санкционный список ЕС и, как стало стало известно месяца полтора назад, намерен судиться с Европой, отстаивая свою журналистскую честь и желая получить визу. Что сообщает его обличительным речам дополнительный драматизм. В самом деле, как низко надо было пасть тем же немцам, чтобы позабыть свои традиции, отказаться и от крови, и от почвы, и от романтизма особого рода - и в визе Киселеву тоже отказать. Правда, в определенной логике им все-таки не откажешь, германцам. Тут или дружить с Америкой - или впускать к себе самого гротескного нашего телеобозревателя. Посовещавшись, они выбрали Америку.
Наконец, звучит в его речах и мотив литературный, причем неожиданно и ужасно трогательно звучит. Худосочный и нудный мотив: "Где ты, Русь?! Куда все подевалось?! Где частушки, рушники, кокошники?! Где хлебосольство, удаль и размах?! Где самовары, иконы, подвижники, юродивые?! Где стерлядь, карпы, мед, зернистая икра?! Где обыкновенные лошади, черт побери?! Где целомудренная стыдливость чувств?!.." Голову ломают: "Где ты, Русь?! Куда девалась?! Кто тебя обезобразил?!" Кто, кто... Известно кто... И нечего тут голову ломать...
Довлатов имел в виду советскую власть, пародируя писателей-деревенщиков. Киселев клеймит американцев, невольно представая объектом пародии. Он мечется по студии, эдакий немецко-японский почвенник, но с музыкой, литературой и прочими традициями за границей полный порядок, устои не поколеблены, и советского типа агитпроп там вызывает в основном лишь тяжелое недоумение. Впрочем, на зарубежного зрителя все это и не рассчитано, зато российский от всей души посочувствует иностранцам и по достоинству оценит старания Киселева.
Собственно, только он и оценит. Это еще называется всемирной отзывчивостью, и надо быть совершенно бесчувственным, равнодушным человеком, чтобы хоть раз в неделю, включив телевизор, не вспомнить о немцах и японцах и не разрыдаться, горюя об их злосчастной судьбе.
Илья Мильштейн, Grani.ru