Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Польский предприниматель: Трудно работать в Беларуси

20.10.2015 общество
Польский предприниматель: Трудно работать в Беларуси

У многочисленных проверяющих организаций законы и постановления часто меняются.

Иностранное предприятие «Вудимекспром» занимается экспортом переработанного лесоматериала. На рынке организация работает около 15 лет. Лес компания приобретает на бирже, из лесхоза транспортирует его в свой производственный цех. Поставки шли по отработанной схеме, никаких проблем не возникало. Но в последний год разгорелись споры с инспекцией охраны животного и растительного мира по правильной транспортировке лесоматериала. Учредитель компании «Вудимекспром», польский предприниматель, устав бороться с трудностями белорусского законодательства, в этом году закрывает свое предприятие, пишет «Вечерний Брест».

Точка отсчета

— В Беларуси очень трудно заниматься бизнесом. Открыть предприятие можно без проблем за один день, а начать работать и соблюдать все нормы и постановления различных инстанций — это другое. Проблема в том, что у этих многочисленных проверяющих организаций законы и постановления часто меняются, что вызывает сложности для предприятий, которые обязаны соблюдать эти нормы, — говорит директор ИП «Вудимекспром» Виктор Климашевич. — Было дело, налоговая служба Московского района города с нашего счета списала определенную денежную сумму, поскольку выявила нарушения. Но мы с их решением были не согласны. Действия сотрудников налоговой сначала обжаловали в областной налоговой инспекции, а затем — в Министерстве по налогам и сборам. В центральном аппарате признали, что у нас нарушений не было, и вернули все списанные средства. Подобных «сюрпризов» было много. Но последней каплей в чаше терпения стали проблемы с инспекцией охраны животного и растительного мира.

31 октября 2014 года в Волковысский лесхоз прибыла машина ООО «Лесдревтранс». Компания уже несколько лет по договору транспортирует лесоматериал ИП «Вудимекспром». Водитель после обеда начал грузить машину. Для транспортировки продукции из лесничества ему был выписан ярлык формы П-6. По этому документу водитель как обычно вез лес до лесничества, где потом ему выписывали товарно-транспортную накладную (ТТН). Но в тот раз лесовоз застрял при выезде из делянки. Из-за этого водитель не смог своевременно прибыть в лесничество для получения ТТН и решил, что заберет документ следующим рейсом. А этот груз доставит по ярлыку, в котором указан отправитель, получатель груза, объем продукции и другие данные. Однако при следовании к месту разгрузки автомобиль остановила Брестская областная инспекция охраны животного и растительного мира. Она дала штраф водителю за отсутствие ТТН, а лес задержала.

— В субботу я предоставил сотрудникам инспекции договор с ООО «Лесдревтранс», копию ТТН. В понедельник уже предоставил оригинал и письмо директора лесхоза, который пояснил, что ТТН была выписана еще в пятницу и оставлена сторожу, но водитель об этом не знал. Это свидетельствует, что лес я не воровал, ущерб государству не наносил. Но лес у меня конфисковали, — возмущается Виктор Климашевич.

Разбирательство дошло до суда, причем не одного. Пока решения не в пользу иностранного предприятия. Виктор Климашевич уже написал письмо президенту с надеждой, что вопрос все же решится.

— У меня были все необходимые документы для перевозки леса. Наша компания работает на рынке уже почти 15 лет. Никогда не возникало проблем с перевозкой. А тут — такая ситуация. Мы занимаемся экспортом переработанного леса. С конфискации той машины леса страна потеряла около трех тысяч долларов. А что теперь? Денег нет, леса тоже. Он просто лежит на складе и гниет. Кому от этого хорошо? — задается вопросами директор.

Не один в поле воин

Как оказалось, проблемы подобного рода возникли не только у компании «Вудимекспром». ЧТПУП «Байд» тоже сталкивалось с подобным, причем неоднократно. У этой организации лес арестовывали уже дважды. Первый случай произошел 13 июня 2014 года. Тогда инспекция охраны животного и растительного мира арестовывала товар из-за отсутствия у нанятого водителя и ТТН, и ярлыка, которые остались лежать на столе в лесничестве. Водителю дали штраф, а лесоматериалы у ЧТПУП «Байд» впоследствии конфисковали. Через 8 месяцев ЧТПУП «Байд» вернуло себе лес после того, как директор Айдын Беджанов прошел все инстанции.

Второй случай произошел 30 октября 2014 года. Директор лично поехал загружать лес. Мастер лесничества после загрузки выписал ярлык и сказал отогнать машину с товаром в сторону, чтобы не мешать загрузке других автомобилей. Мастер лесхоза, не оставив ни одного экземпляра ярлыка водителю груженого лесовоза, отправился в бухгалтерию лесничества выписывать накладную. В это время за отсутствием документов у ЧТПУП «Байд» снова арестовали лесоматериалы.

— Но этот лес конфисковали не у нас, а у Пружанского лесхоза, поскольку по накладной мы его не успели принять, а арестованный лес был передан лесничеству на хранение. Меня оштрафовали на территории лесничества. И снова суды. Лесхоз спустя четыре с половиной месяца предъявил требование, чтобы я задним числом в накладной расписался за конфискованный лес и оплатил его. Экономический суд Брестской области в выдаче определения о судебном приказе лесхозу отказал ввиду наличия спора о праве, — говорит Айдын Беджанов.

Пружанский лесхоз обратился в суд с исковым заявлением о взыскании стоимости конфискованного леса. Решение суда принято в пользу лесхоза. И основанием для этого послужил выписанный ярлык формы П-6. В суде это был подтверждающий документ, что лес уже принадлежал ЧТПУП «Байд».

Споры по поводу правил транспортировки леса возникают и в Брестском государственном производственном лесохозяйственном объединении.

— Мы уже около двух лет не можем найти общий язык с инспекцией охраны животного и растительного мира. Она пытается арестовать лес и наложить штрафы, если продукция везется не на машине лесхоза. В утвержденной инструкции «По учету лесоматериалов в организациях, подчиненных Министерству лесного хозяйства» в пункте 23 написано: при вывозке лесоматериалов из леса или промежуточного лесосклада во двор потребителя собственным либо наемным транспортом выписывается ярлык на вывозку лесопродукции (форма П-6) или товарно-транспортная накладная формы ТТН-1. Ярлык — это документ на лесопродукцию, а не на машину. И какая разница, чья машина везет эту лесопродукцию? - говорит главный бухгалтер Брестcкого ГПЛХО Эмма Кортелисец.

Взгляд другой стороны

Брестская межрайонная инспекция охраны животного и растительного мира свои действия аргументирует документами.

Сотрудники инспекции пояснили, что для квалификации нарушения по части 4 статьи 12.17 КоАП Республики Беларусь (нарушение правил торговли и оказания услуг населению) в инспекции руководствуются 5−6 нормативно-правовыми актами. Здесь и Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», и Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», и Налоговый кодекс Республики Беларусь, и Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета министров РБ, а также Правила рубок в лесах Беларуси, утвержденные Министерством лесного хозяйства РБ и др.

— Согласно Налоговому кодексу, каждая организация или индивидуальный предприниматель обязаны обеспечить наличие документов на право транспортировки лесопродукции, формы которых утверждены уполномоченными государственными органами. Таковыми являются бланки товарно-транспортных накладных формы ТТН-1, товарные накладные формы ТН-2, международные товарно-транспортные накладные (СMR-накладные), утвержденные соответствующими постановлениями Минфина, а также иные документы, предусмотренные законодательством. В ситуациях, когда лесхоз отпускает лесопродукцию юридическим лицам для самостоятельной вывозки, в лесничествах выписываются товарно-транспортные накладные формы ТТН-1. Только при наличии товарно-транспортной накладной у водителя или у лица, сопровождающего груз, древесина может транспортироваться. При этом выписка накладной должна осуществляться на месте отпуска лесопродукции, — поясняет государственный инспектор Брестской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Николай Прокопчик.

Сейчас уже большинство лесхозов начали работать по этим правилам: на месте в лесу выписывают ТТН. Но сложности в понимании белорусского законодательства поставили точку в развитии иностранного предприятия «Вудимекспром».

— К концу года предприятие будет закрыто. Очень трудно работать в Беларуси в условиях постоянно меняющегося законодательства, — говорит польский предприниматель, учредитель ИП «Вудимекспром».

Нельзя не согласиться, что довольно сложно работать, когда существует большой объем указов и постановлений. Путаются не только частные юридические лица, но и государственные организации. И зачастую определить, кто прав, кто виноват, довольно сложно.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]