Вот и настал тот день, в который отправились герои фильма Мартин и Док во второй части фантастической трилогии - 21 октября 2015 года.
Спустя почти 26 лет, в фильме впечатляет то, как много технологических тенденций угадали авторы, несмотря на то, что многое так и осталось фантастикой, передает русская служба BBC.
Перемещения
"Дороги? Там, куда мы едем, они нам не нужны", – как раз одно из несбывшихся обещаний.
Тем не менее летающий автомобиль, кажется, вот-вот будет создан. Бостонская компания Terrafugia, например, обещала начать продажу летомобиля еще в 2012 году, но пока что дело движется со скрипом.
Хоть создатели фильма и были убеждены, что вертикальные взлеты к 2015 году станут нормой, с одной деталью они попали в точку.
Прислушайтесь к шуму проезжающих автомобилей в фильме, и вы услышите почти неразличимое жужжание, ассоциирующееся с Toyota Prius и другими гибридами и электромобилями.
Идея, что мусор, брошенный в преобразователь энергии мистера Фьюжна, обеспечит автомобиль топливом, остается лишь фантазией.
Тем не менее работы по переработке отходов в энергию для автомобилей ведутся во многих лабораториях.
В Бристоле и Бате недавно были пущены "фекалобусы", работающие на энергии от переработанных пищевых отходов и продуктов жизнедеятельности. Имеются также попытки преобразовать в биотопливо отходы, например, от производства виски.
Оплата Биффом поездки в такси с помощью скана большого пальца не так уж отличается от того, как современные авто заводятся с помощью электронных ключей или от того, как мы оплачиваем проезд в такси не наличкой, а через приложения, типа Uber, Gettaxi и множество других.
Даже легендарная доска-аэроборд из сцены погони, стала к сегодняшнему дню не такой уж диковинкой.
Lexus представил парящую доску-аэроборд в августе этого года, хотя работает она только при наличии специального магнитного покрытия на поверхности.
А совсем недавно появилось видео, в котором скейтбордист Тони Хоук осваивает версию конкурента, доску Hendo, работающую на схожей магнитной технологии.
И буквально накануне министерство транспорта Австрии разрешило использовать пока несуществующие летающие доски.
А вот штрих-код в качестве регистрационных знаков автомобилей дальше апрельской шутки не пошел.
"Умная" одежда
Говорящая куртка Марти Макфлая стала предвестником сегодняшнего поголовного увлечения среди инженеров и дизайнеров идеями о носимых устройствах.
Наша одежда сегодня все еще не способна высушить нас, если мы намокли, но некоторые новаторы в мире моды экспериментируют с вплетением в ткань электроники.
Этим летом появилось сообщение о том, что в США создали гибкий цветной дисплей, похожий на кожу. Технология может использоваться для создания как армейского камуфляжа, так и обычной одежды, способной моментально менять цвет. Кроме того, с помощью изобретения можно будет создавать устройства для чтения электронных книг с низким потреблением энергии.
Между полицейской фуражкой со светящимся на ней сообщением из фильма "Назад в будущее" и платьем фирмы CuteCircuit, на котором отображаются твиты, просматривается очевидная параллель. А Nike запатентовала самошнурующихся кроссовок - тех самых, из фильма.
Что касается ухода за телом, то мы пока не можем стирать с лица прожитые годы, как это сделал Док при помощи "омолаживающей процедуры".
Однако 6,7 млн уколов ботокса и 1,2 млн химических пилингов, проведенных за прошлый год в США, показывают, что многие по крайней мере, пытаются.
Восстание роботов
Дроны в фильме появляются мимолетно, но вполне органично.
Медиаорганизации, в том числе BBC, стали прибегать к помощи беспилотников, снабженных камерами, для придания новых перспектив новостным историям - даже если они и не отваживаются, по соображениям безопасности, направлять дроны на события с большим скоплением народа - как в сцене фильма, где задействован робот-камера USA Today.
Дроны, выгуливающие собак, уже стали реальностью. По меньшей мере, если верить всему, что можно найти на Vimeo или YouTube.
Другой тип робота, который встречается в фильме, - автомат-заправщик автомобилей.
В Нидерландах несколько лет назад в рамках проекта TankPitstop уже были проведены испытания такого робота. А Tesla ведет разработку подобного заправщика для электрических авто.
Развлечения
К счастью, голографического сиквела фильма "Челюсти" нам пока удалось избежать.
Но вот от 3D-технологий, несмотря на их не самую высокую популярность, киноиндустрия отказываться не намерена: последней новинкой в этой области стала система лазерной проекции, которая, по слухам, делает изображение ярче, отчетливей и чище.
Весьма ко времени, эта технология впервые была показана в Лондоне в начале октября на премьере последнего фильма режиссера Роберта Земекиса "Прогулка". Того самого Земекиса, режиссера трилогии "Назад в будущее".
В сфере домашних развлечений интуиция создателей "Назад в будущее 2" сработала лучше.
Плоскоэкранный телевизор, который можно смотать в рулон, показанный в доме Макфлаев, напоминает гибкую панель LG. Как сообщается, такая панель скоро появится в коммерческих продуктах.
В прошлом году компания Samsung представила свой новый телевизор Bendable TV с диагональю 85 дюймов (216 см) с изогнутым экраном, который пользователь может переводить в плоский режим с помощью пульта дистанционного управления.
А телевизоры с голосовым управлением уже прочно укоренились в реальности.
"Умные" очки, но не смартфоны
В фильме нам лишь намекают на то, что Марти видит через свои хайтек-очки. А компания JVC, производитель супер-очков в фильме, бывшая прежде одним из лидеров рынка потребительской электроники, утратила свой былой статус.
Но некоторые из сегодняшних громких имен делают ставки на различные формы технологии, будь то голографические шлемы - как, например, у компании Samsung, - гарнитура виртуальной реальности Oculus Rift, разработанная Facebook, или вторая инкарнация Google Glass.
Впрочем, самое большое упущение фильма в фантазиях про будущее – пожалуй, отсутствие мобильных телефонов.
В одной из сцен Марти-младший даже разговаривает по телефону-автомату компании AT&T, которая первой стала продавать iPhone, что добавляет иронии.
Нельзя сказать, что создатели "Назад в будущее" не предвидели, что мир будет наполнен информацией: программа видеосвязи, подобная Skype, в какой-то момент появляется в фильме, демонстрируя на экране не только вызываемого абонента, но и данные о нем. Но при этом связь осуществляется с помощью стационарного телевизора, а не порседством портативных устройств.
Точно так же, трудно не заметить упущения, когда в фильме используется газета, а не сенсорный экран, чтобы предупредить Марти о предстоящем аресте. Притом что на момент выхода фильма такие технологии уже существовали.
В "Космической одиссее 2001 года" Стенли Кубрика, вышедшей на экраны двадцатью годами ранее, уже был показан "ньюспад".
При этом в одном из эпизодов "Назад в будущее", активист, ратующий за восстановление часов на ратуше Хилл-Вэлли, по всей видимости, использует планшет.
Будущее оффлайн
Впрочем, не стоит, пожалуй, подходить к фильму слишком критически, особенно, учитывая тот факт, что "Всемирная паутина" была изобретена в том же году, когда вышел фильм, а Тим Бернерс-Ли создал свой первый интернет-браузер лишь год спустя.
Этим можно объяснить, почему CD-ROMы и их более крупные аналоги, лазерные диски, так выделяются в грудах мусора.
Аналогичным образом, в ту пору, когда электронная почта даже еще не имела названия, не удивительно, что футуристы фильма представляли себе, что факс из тротуара станет вершиной прогресса.
Однако и это не слишком объясняет, почему дом Макфлаев весь уставлен факсимильными аппаратами.
Другие попадания и промахи
Хоть духовки с компьютерным управлением все еще в диковинку, тем не менее, робот-повар стал одним из самых обсуждаемых моментов недавней ярмарки стартапов в Сан-Франциско.
К сожалению, гидратация пиццы пока остается в мечтах. А холодильник, сообщающий владельцу о том, какие продукты на исходе, и даже фотографирующий свое чрево - лишь слабое утешение.
Зато фильм попал "в яблочко" с компьютерным управлением дверных замков - в начале этого месяца британская фирма Yale Йель как раз начала продавать такой замок.
Сцена, в которой старый Джордж МакФлай висит вверх ногами с помощью машины "Орто-лев", сначала выглядит так, будто у самих сценаристов кровь ударила в голову. Но это до того момента, пока вы не узнаете, что единственная цель этого - замаскировать тот факт, что в первой и во второй части персонажа играют разные актеры.