Перевешивание полотенец в ванной и перестановка вазонов на подоконнике может довести до самоубийства — доказано Штази.
О методах психологического уничтожения оппонентов коммунистического режима рассказывает Иван Сияк на сайте Bird in Flight.
После падения Берлинской стены для изучения открылись 111 километров стеллажей с бумажными документами, 47 — с микрофильмами, более 1,4 миллионов фотографий, аудиозаписей и кинопленок. Они свидетельствуют о том, как в ГДР строилась оруэлловская система всеобщей слежки и наказания инакомыслящих.
В 1970-х годах началась нормализация отношений между двумя частями разделенной Германии. Признав послевоенные границы, страны установили дипломатические отношения, а вскоре ГДР приняли в ООН. Не являясь больше изгоем во внешней политике, ГДР осторожнее, с оглядкой на международные нормы, теперь проводила внутреннюю. Министерство государственной безопасности (Ministerium für Staatssicherheit / Stasi / Штази) вынуждено было умерить агрессивность, с которой преследовало и сажало в тюрьмы диссидентов.
Пытаясь снизить число политических заключенных, но не дать диссидентам поднять голову, в 1976-м году Штази запускает совершенно секретную программу Zersetzung, чье название переводят как «разложение» или «биодеградация». Она предполагала разрушение негласными методами карьеры, частной жизни, самой личности политических активистов в попытке не дать им возможности, сил и времени противостоять режиму. В этом властям помогала армия тайных агентов и осведомителей, число которых к 1975-му году достигло 200 000, то есть 1% от населения страны.
Цитата из инструкции Министерства госбезопасности ГДР №1/76:
«Утвержденными методами «Биодеградации» являются:
• Систематическая дискредитация путем распространения правдивых, проверяемых и неверных, но правдоподобных порочащих заявлений.
• Систематическая организация провалов в работе и социальной жизни для уничтожения уверенности субъектов в себе.
• Сфокусированное уничтожение убеждений, связанных с определенными идеалами и примерами для подражания, создание сомнений в правильности своей точки зрения.
• Создание в группах и организациях атмосферы недоверия, взаимной подозрительности и соперничества с помощью использования слабостей некоторых из их членов…»
По данным наблюдений, сообщениям «стукачей» и опросам ближайшего окружения составлялся психологический профиль субъекта «Биодеградации» с акцентом на его слабости, по которым наносился научно обоснованный и чётко просчитанный удар. Неудивительно, что немцы часто страдали от своей аккуратности и педантичности. К примеру, во многих доказанных случаях агенты Штази проникали в квартиры, чтобы перевесить картины, сместить мебель, перепутать сорта чая и специи в банках.
В деле врача Р. из города Шверин перевешивание полотенец в ванной и перестановка вазонов на подоконнике сочетались с разрушением карьеры. Главный врач, негласный сотрудник Штази, постоянно и в присутствии коллег опровергал поставленные ею диагнозы, а настроенные соответствующим образом больные отказывались от её лечения. Через несколько месяцев жертва преследования уволилась с работы, переехала в другой город и перестала выходить из квартиры. До разоблачения системы «Биодеградации» она не дожила несколько месяцев, покончив с собой вскоре после падения Берлинской стены.
Манипуляции с предметами в квартире, бесконечные телефонные звонки, незаказанные доставки (в документах упоминаются вибраторы) разрушали психику. Отравление еды и намеренно неправильное лечение — здоровье. Анонимки, слухи и фотомонтажи — репутацию. Известно дело католического священника, которого агент заснял на одном из популярных в ГДР нудистских пляжей. Позже фото было смонтировано со снимком известной в городке проститутки и вывешено на воротах церкви.
По современным оценкам, жертвами «Биодеградации» стали до 10 000 человек, психике не менее половины из них был нанесён необратимый вред. Это доказывает исключительную эффективность методики и объясняет, почему схожие методы применяются спецслужбами по всему миру. В частности, московский корреспондент британской газеты Guardian в 2007–2010 годах, автор книги «Мафиозное государство» Люк Хардинг утверждает, что в его дом, квартиру и офис неоднократно вторгались сотрудники ФСБ.
Они оставляли открытыми окна, отключали отопление, меняли скринсейверы, переставляли будильник. По мнению журналиста, это делалось, чтобы запугать, показать своё всесилие и постоянное присутствие рядом. В российском исполнении методика работает не хуже, чем в немецком. Хардинг пишет, что вернувшись в Англию, сразу же наглухо заблокировал парадную дверь. Паранойя отпустила его только через несколько месяцев.