Для некоторых участников митинга против фальсификации «выборов» акция 11 октября стала первой.
Как показывают события с кадетами в Ястрембеле и акция солидарности с ними, национальная символика популярна и среди молодого поколения. Кадет, который выложил снимок в интернет, рассказал, что хотел поехать на Площадь, но из училища не выпускали еще за день до выборов. Однако,были и молодые люди, которые дошли до Площади, утверждает «Радыё Свабода».
Самым известным героем нынешней Площади стал Егор Скрабневский - 17-летнего парня задержала милиция, но в скором времени его отпустили, не дав даже подписать протокол. Чего бы парню в таком возрасте участвовать в немноголюдной и рискованной акции, да и вообще интересоваться политикой?
«Я интересуюсь не столько политикой, сколько больше судьбой страны, да и она, соответственно, зависит и от политики тоже, - говорит Егор. - Мне было интересно поддержать национальное мнение - оно не во всем зависит от политики. А вообще этим всем я стал интересоваться примерно три года назад.
Мое задержание произошло... Наверное, как обычное задержание. Меня первый раз задержали, я не знаю. Подошли милиционеры, представились, статью мою назвали. Начали составлять протокол: имя-фамилия, где учусь, чем занимаюсь. Потом отвели в микроавтобус и уже в автобусе начали переписывать данные - протокол в официальной форме. Через некоторое время их стали подгонять. Они меня просто отпустили, не дали подписать ничего.
После я разговаривал с директором школы. С ней был такой полу-дружеский разговор, что я сбился с курса, куда-то не туда иду, что все это не имеет никакого смысла - это политика. В целом больше ничего. Еще высказались некоторые учителя, но не положительно и не отрицательно. Просто высказались, что знают, слышали об этом. В остальном в мою сторону не звучало никаких отрицательных отзывов, никаких оскорблений. Слова поддержки звучали от одноклассников, от многих. Родители меня поддерживают, о задержании они узнали из трансляции.
Было чуть больше 100 человек на Площади, но этого было мало. От этого немного грустно: жаль, что люди такие малоактивные. Хотя я уверен, что есть много людей, которые поддерживают действительно независимую Беларусь, под нашим флагом бело-красно-белым, под «Погоней». Не знаю, почему они не вышли, и надеюсь, что эта ситуация в скором времени изменится в умах людей. А почему оппозиционных лидеров не было? Сказать не могу точно, но хотелось бы, чтобы они там присутствовали. Наверное, это связано с тем, что оппозиция в последнее время вообще малоактивно действовала. А не задерживали массово, наверное, так как людей было мало. Наверное, в этом милиционеры не видели смысла, ведь мы угрозы никакой не представляли.
Я сам хотел бы знать ответ на вопрос, появится ли у нас сильный кандидат на следующих выборах. На мой взгляд, самый сильный и действительно независимый от всех остальных - это Зенон Позняк, но его нет в Беларуси, и вряд ли он вернется. А насчет остальных и не могу сказать. Статкевич, на мой взгляд, неплохой кандидат, но на этих выборах у него было мало времени, чтобы развернуться. Тем более ему не дали зарегистрировать свою личность в избирательной гонке. А появятся ли они вообще к следующим выборам, даже не знаю».
Минчанка Виолетта Савчиц рассказывает, что изначально и не собиралась идти на Площадь, и ненароком «закрыла гештальт»:
«На Площадь я попала почти случайно: пошла в Свободный театр на постановку «Письмо для Кэти Акер. Минск 11», а оказалась буквально на сцене - на Октябрьской площади. В определенном смысле я «закрывала гештальт» 10-го года: в прошлый раз на Площадь не попала и очень жалела об этом последние пять лет. Однако революционный энтузиазм за это время почти ушел, и, кажется, не только у меня, как мы увидели вечером одиннадцатого октября.
Протестовали понятно против чего, но отчасти это был такой стихийный символический акт, так как все было предсказуемо и безнадежно. На Площади я выбрала роль скорее наблюдателя, чем участника, но, конечно, энергетика толпы возбуждает. В воздухе было ощущение, словно перед грозой: еще минута - и история повторится. Кандидатов не было, что логично и понятно, потому народ «развлекался» как мог: пел, молился, беседовал между собой и с журналистами, а потом разошелся».
Никита не хочет называть свою фамилию - мол, в школе проходят неприятные беседы с учениками, которых видели на митингах или других акциях, поэтому на риск идти не хочется. Да и подтверждает: На Площади был, выкладывал оттуда снимки в интернет.
«Я из Минска, жил здесь всю свою жизнь, - рассказывает о себе Никита. - Учусь в школе, 11 класс. Стажировался в технической помощи летом, пишу простые сайты и программы в свободное время. За политическими новостями слежу совсем недавно, большую часть жизни был вообще индифферентным к этому. Но белорусской культурой и историей интересовался намного больше, видимо, с девятого класса. В белорусском языке я совсем любитель, даже сейчас некоторые слова приходится искать.
На Площадь пошел, потому что недоволен почти всем, что делается в нашей стране. Это и экономическая ситуация, которая ест мои деньги, зарплаты и сбережения, и недоверие к избиркому, ведь цифры в предварительных итогах слишком большие...
Акцию считаю провальной, так как народу собралось мало, да и выглядела снаружи все либо как одна убогая случайность, либо как полу-постановка для какого-то «Euronews». На мой взгляд, кандидаты и лидеры не пришли, потому что кто-то открыто заявил, что с ними будет.
Относительно меня ничего незаконного не было, но такие случаи среди моих знакомых я знаю. Скажем, принуждение идти на выборы с угрозой выгнать из института. Но я почувствовал на себе, с каким подозрением ОМОН и милиция относятся ко всем. Например, меня три раза задерживали различные кадры и спрашивали: «Откуда идешь, куда идешь, сколько лет?» И прочее.
Из кандидатов в этом году мне не понравился никто. По моему мнению, что-то изменить может только более активная оппозиция, так как на Европу надежды нет... Но, мне кажется, с политикой все будет, как и было: нестабильная ситуация в экономике - и почти полная тишина со стороны оппозиции».