Беларусь давно живет в долг - это не является секретом ни для кого в стране. В последнее время получать новые кредиты Беларуси становится все труднее: чаще всего их дают на «неудобных» условиях, требуя реформирования.
Один из потенциальных кредиторов для Беларуси - бывший АКФ ЕврАзЭС, ныне - Евразийский фонд стабилизации и развития. От фонда Беларусь хочет получить серьезную материальную подпитку в сумме трех миллиардов долларов. Однако вопрос выдачи кредита Беларуси все еще открыт, хотя и обсуждается на протяжении почти всего текущего года.
Стороны до сих пор не сумели достичь консенсуса в данном вопросе, а по признанию председателя правления Евразийского банка развития Дмитрия Панкина, выдача кредита Беларуси - самый трудный из проектов, находящихся на повестке дня ЕАБР.
Причина проста. И ЕАБР, и МВФ, который также рассматривается властями в качестве потенциального источника кредитных денег, требуют в ответ на свои миллиарды того, чего белорусские власти не могут им дать - реформ. Реформы это почти всегда болезненно и крайне непопулярно, а белорусское общество и местне чиновники привыкли к стабильности и размеренности. Перед выборами вопрос реформирования даже не поднимался, а вот через 9 дней после - был озвучен президентом.
Впрочем, для благополучного разрешения вопроса с получением кредита от ЕАБР просто разговоров недостаточно. Как подчеркнул в беседе с ТАСС глава банка, Беларусь не сумела дополучить даже первый кредит: из согласованных трех миллиардов в бюджет поступило лишь 2,56 млрд. Последний транш в 440 млн так и повис в воздухе. Банк отказался выделять эту сумму по причине невыполнения условий договора: наша страна обещала не просто взять деньги, но и нарастить ЗВР (не за счет этого же кредита, а вполне себе от него независимо), сократить госкредитование экономики и повысить тарифы на ЖКХ и транспорт. Ничего из перечисленного Беларусь не сделала, и при этом получила кредит почти целиком. Однако нежелание идти навстречу условиям договора, которые, кстати, направлены на стабилизацию макроэкономики, решает судьбу нового кредита не в пользу Беларуси.
Глава ЕАБР отметил, что белорусские власти охотно тратили кредитные средства на улучшение жизни трудящихся (или попросту на зарплаты гражданам) и стимулирование роста ВВП. Панкин также отметил, что белорусские власти все же решились на некоторые перемены, поэтому переговоры по новому кредиту хоть медленно, но идут. Среди положительных моментов отмечен отказ от фиксированного курса валюты и сокращение госрегулирования экономики.
Ранее сообщалось о том, что ЕАБР рассмотрит в декабре текущего года доработанное заявление Беларуси на получение нового кредита. Такая информация появилась после визита в Минск директора проектной группы А. Мирзоева в августе текущего года. доработанное заявление стало результатом работы Нацбанка и правительства, которые хором пообещали провести в стране структурные реформы в обмен на деньги.
«В частности, Программа предусматривает сокращение объемов финансирования новых государственных программ, что, наряду с уменьшением субсидий на поддержку ЖКХ через повышение уровня окупаемости затрат тарифами, будет способствовать не только сбалансированному исполнению государственного бюджета, но и высвободит ресурсы для развития предпринимательства», - говорится в сообщении. Перед ЕАБР же была поставлена задача: разработать дополнительные меры, снижающие риск повторения невыполнения условий новой программы.
Реформы по-белорусски: ломать систему запрещено
В конце сентября посол А.Суриков сообщил, что переговоры между фондом и белорусской стороной походят в дружественной обстановке, дав понять, что кредит Беларуси все же выделят. Дипломат также одобрил перспективы реформ в Беларуси.
А вот Александр Лукашенко в своем вчерашнем выступлении дал понять, что условия кредиторов могут быть выполнены в привычной белорусской манере: реформы будут направлены на совершенствование существующей модели, а не на ее ломку, заявил президент.
"Некоторые говорят: есть кредит доверия и надо провести непопулярные меры, причем очень быстро, читай - надо быстренько резать по живому. Когда будете президентами, тогда будете резать. Я никого и ничего резать не намерен. А, если хотите резануть, начнем с тех, кто это предлагает. Обманывать людей я не собираюсь, тем самым преподнося подарок своим врагам и как минимум противникам. Это вовсе не значит, что мы остановимся и застынем. Система только тогда способна жить и выживать, если она постоянно находится в движении и совершенствуется. У нас достаточно сил и средств, чтобы не останавливаться, а совершенствоваться. И в этом суть наших реформ», - объяснил Лукашенко.
Что касается сокращения численности работающих на крупных предприятиях (часть из которых давно уже не приносит стране никакой прибыли), то и здесь перемен ждать не стоит: за увольнения президент пообещал чиновникам уголовную ответственность. Таким образом, президент дал понять, что никаких особенных изменений в существующую уже почти два десятка лет систему, никто вносить не будет. Зарплаты на убыточных предприятиях с раздутым штатом будут выплачиваться, госрегулирование и тотальный контроль отменять не станут.
Однако и МВФ, и даже куда более лояльный ЕАБР, рисковать деньгами не будут. Если Беларусь не получит новых кредитов, стабильность, о которой так пекутся чиновники не проводя реформ, будет под большим вопросом.