Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Лявон Вольский: Пока буду в состоянии поднять гитару, буду играть!

23.10.2015 культура

Легендарный музыкант — о творчестве, телевизоре и троллях.

Обычно люди творческие опасаются употреблять слово «последний» - из-за суеверий. Однако Лявон Вольский уверенно называет новый альбом «Чырвоны штраль» его группы «Крамбамбуля» последним и прощальным, пишет kp.by.

Смотрю на Мика Джаггера – он же молодой!

- Почему же этот альбом становится прощальным?

- Потому что других вариантов существования группы в современных условиях мы не видим. Может какая-то энергетика расставания нависла над нами.

- Но ты же сам и вызываешь этих духов!

- Послушай, «Крамбамбуля» уже 7 лет не играет в Беларуси. На большие площадки нас не пускают, а играть концерты в «Граффити» с нашим количеством музыкантов, с духовой секцией было бы смешно. «Крамбамбуля» начиналась как безумный дурашливый проект – вспомни песню «Госцi». Мы в тот момент даже представить не могли, что станем более радикальными – мы ведь намеренно от всего этого дистанцировались.

- Ты говоришь, 7 лет не выступаете – но ведь вас постоянно приглашают на корпоративы. Айтишники вас очень любят, я знаю.

- Это правда, мы играли на корпоративах и во Дворце спорта, и даже в «Минск-арене», причем при полных залах. Кампании приглашают ведь не только своих сотрудников, но и коллег, друзей, партнеров. И в будущем, если появятся предложения, мы их, конечно, будем рассматривать…

- У тебя хорошее чувство юмора, которое всегда помогало бороться с проблемами. Откуда же пессимизм?

- Нужно называть вещи своими именами. Независимая музыкальная культура сейчас переживает самые свои сложные времена. Группы, даже успешные, существуют максимум 5 лет. Посмотри, из 90-х никого уже не осталось. А если кто и сохранился – то состав музыкантов полностью сменился. В «Нейро дюбеле» осталось три человека - это еще много! И дело не только в том, что не дают выступать, дело в кризисе духовном. В Советском Союзе была марксистско-ленинская религия. Никто не верил в коммунизм, все было немного такое, наивное, смешное – но в целом это выглядело позитивно и как-то работало. Хотя бы на уровне дружбы между народами. Потом все развалилось – и правильно, потому что страна была нежизнеспособной. Но на смену коммунистической религии пришло голое потребительство. Это не великая американская мечта, которая подразумевает не только финансовое благополучие, но и успешность человека в целом. У нас все строится на необходимости работать. В этой иерархии есть нижнее, среднее, верхнее звено. Какой сейчас главный вопрос задают? Сколько ты зарабатываешь?

- Это от бедности может?

- Это от духовной бедности. Посмотри, какие машины ездят по улицам. Люди могут себе позволить купить автомобиль за 30 тысяч долларов, получая 500-700 долларов зарплаты. Это парадоксально. У нас огромное войско идеологов – а за что боремся? За сильную и процветающую Беларусь – государство для народа. То есть за бабки. Каждому по коттеджу и по последней модели роллс-ройса.

- А современным человеком ты себя чувствуешь?

- Не чувствую никаких возрастных границ. Я же работаю с молодыми музыкантами, у меня такая профессия, в которой мозги не застаиваются. Постоянно приходится искать рифмы, думать. Я не понимаю, что это значит - ощущать себя на 50 лет. Ну вот мне 50 исполнилось 14 сентября – и я думаю: а что, и нормально (смеется – авт.). Хотя в двадцать мне казалось, что до 50, наверное, и не доживу. Сама система в этой стране не дает ощутить себя очень взрослым. Спасибо ей за это. Нет банкетов, фуршетов, праздничных концертов – и слава богу.

- В 70 лет представляешь себя музыкантом?

- Когда мне было 20 лет, Мик Джаггер представлялся страшно старым, сморшенным. А сейчас смотрю на Джаггера – а он молодой, скачет по сцене. Пол Маккартни в 73 года вон только осваивает игру на сологитаре. Так что, пока буду в состоянии поднять гитару, буду играть. Почему нет! И вот еще интересно – раньше все рок-герои были молодыми. А сейчас возрастные рамки сильно раздвинулись.

- Но и умерли очень многие молодыми.

- Да ладно, полно музыкантов моего возраста. Крис Корнелл из Soundgarden - тоже не мальчик, а как хорошо выглядит!

- А что ты делаешь, чтобы хорошо выглядеть? Спортом занимаешься?

- То занимаюсь, то не занимаюсь… Плаваньем, настольным теннисом, элементарной йогой. Это нужно, конечно. Ну и за питанием следить. Любую сетевую еду я стараюсь избегать. Макдональдсу категорическое «нет».

Умею косить, дрова рубить, бензопилой спилить дерево

- У тебя есть домик в деревне. Это такой вид внутреннего дауншифтинга?

- Я коренной минчанин, но в последнее время не очень комфортно себя чувствую в родном городе. Сначала было больно видеть, что сейчас делают с архитектурой города – а сейчас стало уже безразлично. Я стараюсь больше бывать в других городах Европы, в Америке. Недавно месяц прожили в Берлине с женой Аней. И деревне люблю бывать потому, что там приятные пейзажи, природа. Я человек по натуре не деревенский – но, могу там прожить несколько месяцев.

- Научился своими руками по хозяйству что-то делать? Вон, Володя Шаблинский (музыкальный продюсер) дом сам строит…

- Да не, у него же есть прораб, бригада. А вот то, что он овечек решил завести – для меня действительно стало новостью. Я бы на такой смелый аграрный шаг не решился. Ну а я что я научился делать? Там же все элементарно… Достаточно, чтобы тебя в раннем возрасте научили, и ты потом всю жизнь умеешь. Ну косить… А кто не умеет косить!

- Не скажи, мало кто из городских умеет!

- Сосед меня научил. Я попробовал, но потом все равно взялся за триммер. Процесс более брутальный, все ревет - но проще. Кстати, косить-то я умею, а вот точить косу – нет. Сосед не научил, и уже умер… Так что некому. Ну что еще… бензопилой спилить дерево могу.

- А дрова рубить?

- Кто ж в деревне дрова рубить не умеет!

- А доить корову?

- Вот этого нет – не умею. Да и нет у нас коровы в деревне, дорого ее содержать. Зато есть коза у одной бабки. Но я и ее не доил ни разу - не приходило в голову. Чтобы заниматься хозяйством, нужно посвящать этому все свободное время. А мне нужно песни писать, проекты придумывать. Это ж такое дело – придет творческая мысль, пока ты гвоздь забиваешь – и можно по пальцу попасть. И все, улетела идея.

- Вы возродили интерес к национальному напитку крамбамбуле. Одно время продавался в магазинах, а теперь пропал?

- Была фирма, которая его выпускала, мы подарили им идею производства крамбамбули из альтруизма. А фирма нас поддерживали в первых проектах «Крамбамбули». Но есть нюанс – они выпускали настойку, а настоящую крамбамбулю варить надо.

- А сам пьешь ее сейчас?

- Я крепких напитков не пью практически, но когда нужно угостить гостей, крамбамбулю готовит жена Аня. Когда Рождество, Новый год – она очень в тему. Там ведь много специй, получается как глинтвейн.

Телевизор не выкинул – но не смотрю. Можно нечаянно отравиться

- Слышал, что в этом году на «Евровидение» поедет песня на белорусском языке?

- Это тупиковый путь – выбирать участника всеми этими собраниями.

- А как?

- А никак. Пока не изменится ситуация в культуре не нужно никого отправлять. Потому что ничего не получится.

- Неужели никто из нынешних музыкантов тебя не вдохновляет?

- Не буду никого называть, потому что, как я говорил, все очень быстро разваливаются, и на развалинах возникают новые группы. Хороших музыкантов по сравнению с 90-ми стало просто невероятно много. А вот групп, в которых есть идея, энергия – очень мало. Вот, извини, что снова про J-Морс – но это типичный пример, когда есть лидер, и есть музыканты вокруг него, которые меняются.

- Мне кажется, Володе Пугачу в этом состоянии вполне комфортно…

- Я понимаю. Я о других группах – которым голос с небес говорит «идите и делайте это». Я в таких группах играл пару раз. Можно жертвовать тем, что кто-то не очень хорошо играет на инструменте ради этого ощущения единства. Но теперь, когда у меня такой группы нет, зато есть люди, которых можно позвать на работу. Они сделают все профессионально, и может, даже будут этим гореть, и твои идеи им будут близки. Но того, что было раньше, уже нет.

- А что, на твой взгляд, лучше?

- Для молодых лучше вариант, когда «голос с небес». Но я не завидую молодым. Вот раньше для молодых групп была сказка – ты напрямую договариваешься с администрацией Дома культуры какого-нибудь городка - и вот уже играешь концерт. А потом выплачиваешь налог, получаешь гонорар - и едешь дальше. А теперь столько инстанций…

- Ну а как же телешоу, после которых ты буквально можешь проснуться знаменитым? «Голос», «Главная сцена» - ты их смотришь? Хотя, ты ведь говорил, что выкинул телевизор…

- У меня есть телевизор, но он даже не подключен к кабельной сети – я смотрю только то, что мне нужно. На телевидении все сделано так, чтобы ты пришел с работы, и тебя затянуло в этот ящик всеми возможными способами. Только и успеваешь открыть пиво и пельмени приготовить... И при этом пельмени падают тебе на колени, потому что ты не можешь оторваться от экрана. Это везде такая тенденция – что в Польше, что в России, что у нас. Можно включить телевизор, и нечаянно отравиться. Музыкальные телешоу не смотрю по той же причине. Но если происходит что-то выдающееся, и мне советуют глянуть, я нахожу в интернете.

В соцсетях не спорю – зачем троллей кормить

- Если вспоминать историю «Крамбамбули» - самой яркой вспышкой были «Госцi» с Михалком. Сейчас вы с ним общаетесь?

- Сергей часто передает приветы через разных людей. И говорил, что мой альбом «Грамадазнаўства» ему понравился. Его жена, актриса Света Зеленковская, поздравляла с днем рождения - от себя и от Сергея. А вот лично в самом деле давно не общались.

- Михалок отстранился от всех, с кем раньше дружил?

- Не знаю, от всех ли. Может, ему нужно было полностью сменить круг общения, чтобы выйти на какую-то новую форму существования, выполнить цель, которую он перед собой поставил.

- Как относишься к тому, что он делает в BRUTTO?

- Не моя роль - быть музыкальным критиком.

- Рэпер Серега сказал недавно мне в интервью, что он – сталинист, потому что Сталин был эффективным менеджером.

- Ну да… и Гитлер был очень эффективным менеджером - вывел страну из кризиса, дороги были хорошие. Наконец все наелись, на машинах начали ездить. И результат работы эффективного менеджера - вся страна в руинах, миллионы людей погибли. А потом был Нюрнбергский процесс… И эффективный менеджер Сталин допустил, что немецкие войска дошли едва не до Урала. Очень эффективная политика, ничего не скажешь...

- Ты следишь за соцсетями?

- Да. Но комментарии не пишу и не спорю. А зачем? У нас люди сидят на окладах, чтобы троллить. А мне не платят за то, что я пишу в интернете, зачем я буду давать им работу. Пусть они сами с собой спорят.

- Ты всех добавляешь в друзья?

- У меня был период бездумного добавления в друзья в самом начале развития соцсетей. А потом, после того, что произошло в Украине и реакции людей на происходящее, я около 1000 человек удалил. Впрочем, многие и меня тоже выкинули.

- Что означает название вашего альбома «Чырвоны штраль»?

- Так называлось вильнюсское кафе начала XX века, где собиралась интеллигенция, в том числе белорусская. Среди гостей были Янка Купала и братья Луцкевичи. В 1916 году именно там состоялась знаковая встреча Луцкевичей с представителями польских и литовских кругов, после которой братья и решили стремиться к независимой Беларуси, фактически объявленной при их участии в 1918 под флагом БНР.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]