Почему ЕС готов снять санкции с белорусского диктатора, несмотря на фальсификацию выборов и нарушение прав человека?
Это вопрос задала главный редактор сайта charter97.org Наталья Радина исполнительному директору «Европейского фонда в поддержку демократии» и бывшему заместителю министра иностранных дел Польши Ежи Помяновскому на конференции «Варшавский диалог для демократии», организованной польским МИД.
- Господин Помяновский, мы с вами познакомились в 2011 году. Я как раз вышла из тюрьмы, бежала из Беларуси. Вы пригласили сайт charter97.org работать из Варшавы. Тогда еще были свежи в памяти события 19 декабря 2010 года, массовые аресты в Беларуси, кровавый разгон мирной демонстрации протеста против фальсификации итогов выборов, арест практически всех альтернативных кандидатов в президенты. Ваш коллега Радослав Сикорский сказал, что Лукашенко — лузер, он проиграл эти выборы и не является легитимным президентом Беларуси. После этого, в том числе и из-за событий в Минске был создан «Европейский фонд в поддержку демократии», который вы возглавляете.
Сейчас санкции, введенные ранее против Лукашенко, снимают. Прошло всего пять лет — забыто практически все. Новые «президентские выборы» были сфальсифицированы так же, как и прежние. Массовых арестов не было, потому что до этого по обществу прошлись просто катком.
Почему это происходит? Нам говорят, что из-за экономических интересов, из-за того, что во время войны между Россией и Украиной Лукашенко может быть союзником. Скажите, каким союзником может быть марионетка Кремля и диктатор, руки которого по локоть в крови. Напомню, что в Беларуси открывается новая российская авиабаза, а между Минском и Москвой, по словам министра обороны РФ Шойгу, будет создан новый военный союз. Какие надежды возлагаются на Лукашенко?
- Я не буду защищать политику Европы в отношении Беларуси и, честно говоря, не могу сказать, что полностью понимаю некоторые ее элементы. В некотором смысле, у Запада были сильны ожидания, что что-то может измениться. Была также надежда, что санкции усилят критические настроения. Но в настоящее время Лукашенко удалось успешно успокоить общество и усмирить оппозицию.
На Западе есть определенная усталость. Они не перестали беспокоиться из-за ситуации в Беларуси, но они стали думать: «Может быть, мы сможем сделать хотя бы что-то, чтобы изменить ее хоть немного».
Я не стараюсь найти оправдания этому. Я против быстрого снятия санкций, введенных против режима. Это нужно делать очень медленно. Но в какой-то момент люди поняли, что идеи кончились, потому что политика, которую они проводили в прошлом, ничего не меняет.