В местечке Оборок Молодечненского района стоял удивительной красоты костел Святого Роха.
Историки говорят, что в него шли молиться со всех окольных деревень, а в праздники через дорогу нельзя было перегнать стадо — столько верующих направлялось в храм, пишут «Белорусские новости».
Но в наше время сельчане без особых угрызений совести устроили на святом месте свалку. Туда даже сливали брагу, которая оставалась от самогоноварения. И никого не смущали ни могильные плиты, ни упавший крест.
Может быть, люди до сих пор свозили бы туда мусор, если бы этим местом не заинтересовался Фонд наследия Огинского. Сегодня на месте недавней свалки стоит крест, отремонтирована усыпальница и брама, которая когда-то вела к костелу.
И удивительные метаморфозы произошли в головах местных жителей. Они не только перестали свозить туда отходы, но и помогают досматривать место, даже посадили вместе с историками несколько туй около обновленной ограды.
«Огинский носил титул графа молодечненского, поэтому мы основали фонд, чтобы не только изучать наследие Михаила Клеофаса, но и сделать регион привлекательным для туристов, — рассказал председатель правления фонда «Наследие Михаила Клеофаса Огинского» Григорий Сороко. — Этот род нам оставил не только музыку или интересные примеры эпистолярного жанра, но и здания, храмы, каналы и так далее».
В Фонд Огинского входят не только музыканты, но и историки, бизнесмены, волонтеры.
В Обороке экскурсоводы больше рассказывают не про Огинских, а про секретаря Михаила Клеофаса — Леонарда Ходько*. Здесь жила его семья, а в местном костеле его крестили.
*Леонард Ходько опубликовал мемуары Огинского, написал биографию Тадеуша Костюшко, принимал активное участие в ноябрьской революции 1830 года во Франции. За участие в революции 1848 года был уволен из Министерства просвещения и стал простым библиотекарем в Сорбонне.
В настоящее время здесь проведена частичная реставрация на месте бывшего костела Святого Роха и старых захоронений. От самого костела остался лишь фундамент. Отреставрирована кирпичная брама и частично — каменная ограда. В глубине, за фундаментом костела, можно увидеть могилы и памятник с белым ангелом и табличкой: «На гэтым месцы знаходзіўся фамільны склеп-пахаванне роду Ходзькаў-Дэдэркаў».
«Дальше пусть верующие смотрят за этим местом, строят там каплицу. Мы отремонтировали, что могли, и дальше будем там что-то делать. Но главное, мы вернули людям память об этом месте и о великих людях, что тут жили», — считает Сороко.
Следующий пункт — Молодечно
Но не только в Обороке решили вернуть память об Огинских участники фонда. В их планах сделать целый комплекс на замчище в Молодечно, где когда-то было имение Огинских.
«Замок стоял в очень красивом месте, мост через реку был, валы. Оттуда и начал строиться наш город, от имения Огинских. Простые люди селились рядом, а потом там появилась и школа, которая переросла в учительскую семинарию», — рассказал Сороко.
Сейчас участники фонда создают проект застройки замчища. «Понятно, никто замок там отстраивать не будет», — отметил председатель правления. Однако идея создания купола-музея над раскрытым фундаментом старинной постройки кажется очень заманчивой. А остальные здания будут вокруг музея.
«Построим отель в стиле тех времен, мастерские ремесленников, пляж для отдыха, аллею знаменитых людей региона. Там есть два родника, их тоже следует довести до ума, чтобы из них воду можно было брать», — поделился планами Григорий Сороко.
По его мнению, работа предстоит колоссальная: «Жаль, что время сейчас не очень удобное в экономическом плане, но все равно будем проводить конкурс проектов и искать инвесторов».
Если в Обороке можно было справиться своими силами и силами знакомых, то с проектом замчища дело только талакой не осилить. «Местные власти уже хорошо относятся к нашему предложению. Хотя для этого нам пришлось много разговаривать с ними и убеждать», — рассказал Сороко.
Есть и еще более глобальные планы: «Я предлагаю сделать маршрут Огинского. Начиная с деревни Лучаи* в Витебской области туристы могут проехать через Оборок, Залесье и в Молодечно. И это уже получается серьезная поездка».
*Деревню Лучаи в XVIII в. в свою резиденцию превратила Альжбета Пузына Огинская. Там она на научном уровне занималась астрономией. Много времени посвящала меценатству, за что орден иезуитов утвердил специальную молитву в честь Альжбеты Огинской. А за вклад в астрономию была увековечена Адамом Мицкевичем в «Пане Тадеуше».
У Сороко есть серьезные планы и по поводу музыкального наследия Огинского. Его фонд создал уникальное произведение — оперу «Міхал Клеафас Агінскі — невядомы партрэт». Ее можно считать еще одним памятником известному деятелю.
Сейчас музыканты оркеструют полонезы (Огинский написал не только прославивший его имя полонез «Прощание с Родиной», но и многие другие). По мнению Сороко, некоторые работы напрашиваются, чтобы их исполнял большой симфонический оркестр. Несколько полонезов уже готовы, а к следующему году Фонд выдаст партитуру еще семи произведений.