Казахстан еще летом нынешнего года вступил в ВТО – и прямо сейчас изменяет ставки импортных пошлин по великому множеству групп товаров. Это очень беспокоит чиновников России и Беларуси, так как из-за действий Казахстана усложняется торговля внутри ЕАЭС, падают ее объемы. Странам союза становится выгоднее торговать с внешними партнерами, а не между собой.
22 июня 2015 года, на финальном заседании рабочей группы в Женеве, было официально объявлено о завершении переговоров по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию. «Это событие является для нас историческим. Казахстан станет 162-м членом ВТО. Все крупные экономики мира признали Казахстан как страну с благоприятным инвестиционным климатом, ведущую торговую политику в соответствии с нормами международного права, – заявил тогда Нурсултан Назарбаев. – Сегодня 90% нашей торговли приходится на страны – члены ВТО. Казахстан становится еще более привлекательным как для иностранных, так и отечественных инвесторов. Мы получаем возможность для создания новых производств и рабочих мест».
Теперь до конца года Казахстан должен привести свою тарифную и таможенную политику в соответствие с нормами ВТО. В частности, понизить ставки импортных пошлин по 1,3 тыс. позиций. И тут возникает главная проблема: у других стран-членов ЕАЭС эти ставки окажутся выше. Значит, либо единая экономическая политика Евразийского экономического союза рухнет, либо (как минимум) потребуется введение дополнительных мер контроля за формально свободным перетоком товаров внутри ЕАЭС. Видимо, именно это и стало одной из причин недовольства спикера верхней палаты парламента Беларуси Михаила Мясниковича тенденциями в развитии ЕАЭС.
К слову, Россия – тоже член ВТО, но она вступила туда на особых условиях, на много лет отсрочив снижение импортных пошлин. Так что на недавнем саммите в казахстанском поселке Бурабай главы стран ЕАЭС обсуждали в том числе и то, как выстраивать торговую политику внутри союза после вхождения Казахстана в ВТО.
Дело в том, что по правилам ЕАЭС входящие в этот союз страны должны применять единый таможенный тариф на импорт (ЕТТ). Однако Казахстан ведя переговоры по вступлению в ВТО (а начались они задолго до формирования Таможенного Союза) пошел на значительное снижение ввозных пошлин. В России и Беларуси они намного выше, так что граничащий со «всемирной фабрикой» (Китаем) Казахстан может стать воротами, через который на общий рынок ЕАЭС хлынет огромный поток дешевых товаров, растаможенных в Казахстане по более низким ставкам (прежде всего, речь идет о бытовой технике и продовольствии). Потери для бюджетов России и Беларуси при этом сложно даже подсчитать.
Проблему решали путем долгих и непростых переговоров, но в итоге подписали на минувшем саммите документ под названием «О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации». Из него следует, что участники ЕАЭС согласились утвердить изъятия из ЕТТ по всем позициям, где есть расхождение в тарифах (это около 3 тысяч).
Попутно чиновники Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) проработали меры по синхронизации работы таможенников стран ЕАЭС и введению механизма доплаты пошлин при пересечении внутренних границ Казахстана с РФ и Киргизией. Главный момент здесь: явный контроль на границе не появится, импортеры должны будут просто заявлять о намерении вывезти товар, ввезенный по казахстанским пошлинам, в Россию. Российская таможенная служба, в свою очередь, планирует следить за полнотой уплаты с помощью разрабатываемых статистических форм и постконтроля.
Однако очевидно, что в реальности, при отсутствии таможенных постов, в Россию – а через нее и в Беларусь – хлынет настоящий поток «серого» импорта из Юго-Восточной Азии: тех самых товаров, растаможенных в Казахстане по низким ставкам. Протяженность границы РФ с Казахстаном – 7598,6 км (протяженность сухопутной границы – 4983 км), так что закрыть ее сегодня невозможно.
«Введение дополнительных мер контроля грозит новыми претензиями членов ЕАЭС друг к другу, а возможность эффективного контроля над потоками товаров пока остается под вопросом», – цитирует «КоммерсантЪ» завотделом экономической теории ИМЭМО РАН Сергея Афонцева. По словам эксперта, вместо одобрения изъятий для Казахстана страны могли бы пойти на понижение единого тарифа ЕАЭС до согласованного Астаной с ВТО уровня. В условиях подорожания импорта из-за девальвации российского рубля это было бы выгодно потребителям. Принятое же сейчас решение может привести к недобору бюджетных поступлений от пошлин – часть этих средств останется у импортеров.
Но чего в этой ситуации опасается Беларусь? Страхи ее чиновников имеют ту же природу, что и нежелание властей нашей страны вступать в ВТО. Кстати, уже упоминавшийся Михаил Мясникович объяснил это очень точно. Выступая на конференции «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития», он заявил, что вступление во Всемирную торговую организацию приведет к изменениям структуры экономики Беларуси. Обострятся проблемы предприятий и рынка труда, вырастет нагрузка на экономику, уверен Мясникович.
«В настоящее время между странами Евразийского экономического союза отсутствуют таможенные границы и существует беспошлинная торговля товарами. Участники договорились проводить единую торговую политику по отношению к импорту товаров из третьих стран. В теории, товары ввезенные из других стран должны свободно перемещаться внутри ТС. Но не всегда так происходит, – говорит Дмитрий Болкунец, эксперт Высшей школы экономики (Москва), – Введение в одностороннем порядке продовольственного эмбарго в отношении товаров из некоторых стран нарушило принцип свободы передвижения товаров. Добавим сюда нетарифные барьеры, отсутствие единых санитарных и ветеринарных сертификатов и т. д. Требование белорусского руководства иметь на полках магазинов 85% отечественных товаров также создает ограничения на поставки товаров из других стран. В таких условиях говорить о рисках, которые создаст Казахстан, не приходится. Сложившаяся в республике псевдорыночная экономика и директивная модель управления позволит перекрыть поставки и защитить рынок от товаров из третьих стран. Вступление Казахстана в ВТО придет к необходимости регулирования со стороны России и Беларуси поставок товаров по определенным товарным группам».