Новое правительство Польши должно настроиться на «долгий марш» относительно Беларуси, но при этом надо помнить, что перемены могут произойти в любой момент.
На парламентских выборах 25 октября в Польше партия «Право и справедливость» получила почти 38% голосов, что, по оценкам СМИ, позволит партии сформировать депутатское большинство в Сейме и однопартийное правительство.
Какие последствия это может иметь для внешней политики Польши, в интервью сайту charter97.org рассказал член Национального совета развития Польши, научный сотрудник Лодзинского университета, эксперт по вопросам международной политики и безопасности Пшемыслав Журавский вель Граевский:
- Думаю, что впервые с 1989 года стало возможным создание самостоятельного правительства партии «Право и справедливость». Объективно такая ситуация облегчает управление государством. Достаточно вспомнить британскую демократию, которая всегда руководствуется таким принципом, а не мелкими коалициями, где главной задачей становится насыщение аппетитов их участников, а не реализация какой-то государственной программы.
Во внешней политике, думаю, это приведет к повышению уровня участия Польши в международных процессах. С другой стороны, станут более рельефными различия в дипломатических целях Польши и других государств: до этого времени Польша проводила политику самоустранения, следовала общей тенденции и ожидала, что внешнеполитические проблемы на восточном направлении будут решены извне, силами Евросоюза, а фактически – Германии.
Сейчас, думаю, Польша будет активнее влиять на ход событий. Хотелось бы увидеть попытку объединения государств по политической оси – в рамках НАТО или Евросоюза, хотя это, безусловно, будет выходить за рамки этих структур – от Скандинавии до Румынии. Хотя это очень разные страны с разными интересами, но думаю, что можно найти точки соприкосновения в общей восточной политике. Сюда следует добавить государства Балтии и страны Вышеградской группы, где важное значение приобретает Словакия – страна, через которую происходит распределение российского газа в Европе.
Думаю, что Польша также будет стараться привлечь большее внимание к региону со стороны США как мировой сверхдержавы. «Право и справедливость» имеет очень хорошие контакты и с Великобританией, с Дэвидом Кэмероном. А для украинского направления нельзя недооценивать сотрудничества с Канадой.
- Какой, по вашему мнению, будет политика нового правительства по отношению к Беларуси?
- Здесь прежде всего надо отметить, что пока в польской внешней политике на этом направлении не было четкой концепции. На белорусском направлении также надо учитывать возрастающий российский экспансионизм и его возможные последствия.
Я считаю, что польская политика в отношении Беларуси должна сконцентрироваться на культурном направлении и настроиться на «долгий марш», так как маневрирование вокруг диктатуры ни к каким успехам не приведет: диктаторские режимы, как более гибкие и беспринципные, маневрируют более энергично, чем демократии.
Но не надо забывать – природа диктаторских режимов такова, что они рушатся внезапно: если для диктатора нет в чем-то неожиданности, то он приготовится и постарается удержаться. Так что и в Беларуси в какой-то момент может случиться что-то неожиданное.
Однако при этом культурное измерение в польской политике должно иметь фундаментальное значение. Я говорил об этом неоднократно: Польша должна задействовать свой государственный потенциал для воздействия на историческое сознание – и свое, и своих соседей – напоминанием об общей истории. Думаю, что ассигнование государством средств на создание большой эпической кинокартины о битве под Оршей, или о Станиславе Булак-Балаховиче, или о Кастусе Калиновском, или о Франциске Скорине – имело бы большее значение, чем очередная встреча с тем или иным чиновником режима Александра Лукашенко.
За короткое время, думаю, на белорусском этапе мало чего удастся изменить. Но, по крайней мере, нужно сплотить польский государственный аппарат до такой степени, чтобы не повторялись компрометирующие нас истории, подобные истории с Алесем Беляцким.
Но акцент конечно же должен делаться на культурно-исторической политике. Я не устаю повторять формулу: изменения в Беларуси произойдут, когда белорусские мальчишки во дворе будут играть в солдат гетмана Константина Острожского или Булак-Балаховича, а не в советских партизан или солдат Александра Суворова.
Это требует продолжительного и кропотливого труда, и новое правительство Польши должно задействовать на этот направлении государственный потенциал нашей страны.