Дискуссия на эту тему развернулась на V Конгрессе исследователей Беларуси в Каунасе.
Незадолго до президентских «выборов» Александр Лукашенко публично заявил, что переговоры о размещении российской военной авиабазы в Беларуси не велись, а просто «мы не в одиночку против НАТО здесь стоим, а вместе с Российской Федерацией».
Между тем, эксперты сходятся во мнении, что вопрос о размещении российской авиабазы совсем не снят с повестки дня, а просто становится предметом своеобразного торга, сообщает издание «Брестский курьер».
При этом, по мнению выступившего на Конгрессе исследователей Беларуси представителя Польши, профессора Торуньского университета Вальдемара Резмера, с точки зрения военного потенциала новая российская авиабаза не несет прямой угрозы для Польши и НАТО, но может быть опасна именно своим месторасположением и способствовать росту напряженности в регионе.
Как отметил Резмер, «если Россия начнет военную агрессию, она может использовать Беларусь и свои военные объекты на ее территории как плацдарм для таких действий».
Преподаватель Вильнюсского университета, политолог Виктор Денисенко считает, что создание такой базы может нести не только внешнюю угрозу для соседних с Беларусью государств, но и создать проблемы внутри страны. В данном случае эксперт напомнил, что может возникнуть ситуация, аналогичная той, которая наблюдалась в Крыму. По словам Денисенко, есть вероятность, что авиабаза будет использована для передислокации на территорию Беларуси российских войск, которые вновь могут выступить в роли «зеленых человечков».
К слову, события в Крыму ввели в обиход выражение «гибридная война», хотя сам по себе этот термин использовался и ранее. Как отметил Виктор Денисенко, «элементы гибридной войны были продемонстрированы во время советско-финской войны 1939-го года, в ходе аннексии СССР стран Балтии в 1940-м («без единого выстрела»), а затем под лозунгом «защиты российских граждан» в Южной Осетии в августе 2008-го, и, наконец, — в Крыму и Донбассе.
По мнению эксперта, особенностью современных «гибридных войн» является то, что страна-агрессор действует быстро, жестко, игнорирует международные нормы и отрицает очевидные события. В частности, делаются попытки скрыть военный характер агрессии (а также участие в ней государственных структур) и резко возрастает роль информационной составляющей, которая подменяет реальное положение дел.