Куда "утекают" депозиты в белорусских рублях, и что про это думают эксперты?
За несколько последних месяцев объем депозитов частных лиц в белорусских банках резко снизился. И прежде всего тут речь идет о рублевых вкладах – долларовые депозиты «худеют» несколько медленнее. Отток денег населения из банков уже серьезно беспокоит белорусских финансистов. Мы же попытались разобраться, куда «утекают» деньги белорусских вкладчиков.
По состоянию на 1 октября нынешнего года вклады населения в белорусских рублях составили чуть больше Br43 трлн. За сентябрь они сократились на Br341 млрд, а за два последних месяца – на Br6,64 трлн. Все это выглядит так, что домашние хозяйства перестали быть источником дополнительных денег для банков. Сократились и валютные вклады населения: на 1 октября они составили $8,31 млрд – на $32 млн меньше, чем было месяцем ранее.
Падают объемы депозитов – снижается и кредитная активность банков. Хотя в сентябре 2015 года объем рублевых кредитов несколько подрос (на Br294 млрд), по сравнению с началом нынешнего года он сократится на Br1,34 трлн. Сократилось также кредитование в иностранной валюте. В сентябре – на $277 млн, а в сравнении с началом года – на $705 млн.
Но куда утекают деньги с депозитов в коммерческих банках? Наверняка не в другие финансовые инструменты – их в Беларуси практически нет. Отсутствие в нашей стране развитого фондового рынка признают даже высокопоставленные госчиновники. И в валюту снимаемые со счетов деньги не уходят – уже почти полгода количество сдаваемой населением валюты пусть ненамного, но превышает количество покупаемой. А всплеск спроса на валюту в августе был связан одновременно с ослаблением белорусского рубля и приближением выборов, после которых все ожидали новую девальвацию. Но, к слову, уже в сентябре белорусы эту валюту «сбросили» обратно в обменники.
Сейчас все указывает на то, что белорусы свои накопления банально «проедают». Валютные сбережения «под подушками» они пока стараются не трогать, так что «под нож», на фоне неутихающих ожиданий девальвации по сценарию 2011 года, пошли рублевые депозиты. Людей поджимают дополнительные расходы при сокращении доходов.
Именно на фоне падения доходов средний белорусский обыватель перестает мотаться «на закупы» в Белосток и Вильнюс или пытаться заработать на высоких процентах по банковским вкладам. Деньги тратятся внутри страны, причем по большей части – на продукты, потребительское товары и товары первой необходимости. Об этом, в частности, свидетельствует рост товарооборота в розничной торговле. Сегодня это одна из немногих отраслей национальной экономики, которая растет, а не уходит в рецессию.
«Беда белорусской экономики сегодня – от нереформированного, а также модернизированного в рамках госпрограмм госсектора. Они «освоили» десятки миллиардов долларов, а отдачи – кот наплакал. Тысячи государственных предприятий стали гирями на ногах слабеющей экономики, – считает экономист, директор «Центра Мизеса» Ярослав Романчук. – В такой ситуации ужесточение Нацбанком монетарной политики без соответствующей поддержки Минфина (сокращение инвестиционных расходов бюджета) неизбежно поставит белорусский бизнес между кувалдой и наковальней. А если ужесточать свою позицию Нацбанк не будет, значит, увеличится угроза инфляции и девальвации, особенно в свете высказываний российского Минфина об ускорении девальвации российского рубля».