Что белорусам важно знать о польских реформах, и как применить опыт соседей?
Как замечают эксперты, международный опыт – это своеобразная исходная точка для будущих белорусских реформаторов. Важно не повторить ошибки прошлого, учесть лучшие примеры экономических преобразований и не потерять свою национальную идентичность в процессе реформ, пишет «Завтра твоей страны».
Именно поэтому особый интерес для белорусов представляет соседняя Польша, которая смогла достаточно успешно реформировать свою социально-экономическую систему. И продолжает совершенствовать ее с учетом собственных национальных интересов до сих пор.
Именно поэтому очередным гостем клуба стал советник по экономическим вопросам Посольства Республики Польша в Беларуси Александр Василевский, который, к тому же, является автором многочисленных аналитических и академических публикаций, в том числе книг «Нефть в ХХ веке» и «Природный газ — топливо ХХI века».
Об успехе реформ
Нельзя точно сказать, почему реформы удались в одной стране и не удались в другой. Я вам приведу пример из жизни – когда-то я работал в Югославии и много путешествовал. Так вот, когда я проезжал Словению – горную страну, то видно было, что там народ немного шевелится, но чем проезжаешь южнее, тем больше отличается менталитет. Это человеческий фактор и он сыграл важную роль в том, как прошли реформы в Словении и с какими проблемами столкнулись в Косово или Македонии.
О Польше в конце 80-х
Я помню конец 1980-х годов в Польше – промышленность не работала, действовала «карточная» система. И в этих условиях последнее польское социалистическое правительство начало реформы. Был принят закон Мечислава Вильчека – он был очень простой, там были прописано то, что касается предпринимательства. И именно этот закон стал началом польских реформ, так как каждый поляк получал возможность заняться хозяйственной деятельностью.
О реформах Бальцеровича
В это время уровень инфляции в Польше достигал 360%, все сбережения «убегали» в доллары или в дойчмарки, не было доверия к национальной валюте. Нужно было создавать новую банковскую систему. И как раз тогда началась «шоковая терапия» Лешека Бальцеровича – это были десять законов, которые касались промышленности, сельского хозяйства, кредитов, банковской системы и других важных сфер жизни. Также была проведена реформа региональная, когда были определены административно-территориальные единицы страны и стало понятно, кто и за что отвечает на местах. И это стало фундаментом реформ.
О злотом
Что бы ни происходило в Польше, как бы ни менялись правительства, после закона о Центральном банке, денежной системе и бюджете, ничто не должно было угрожать стабильности нашей национальной валюты. Отсюда появилось доверие к ней. Мы сделали все банки частными – и это тоже нас спасло, потому что банковская система является гарантом стабильности национальной валюты.
Об убыточных предприятиях
Бальцерович сказал: «Мы не будем поддерживать убыточные предприятия». А это были крупные промышленные предприятия, многие из которых стали закрываться. Да, это было сложно. Например, в Польше тогда были заводы, которые производили легковые машины и автобусы. Когда их попробовали продавать на Запад, поняли, что эта продукция не годится – и эти заводы закрыли. Но на этих предприятиях работало много людей, вокруг них строились целые города. В результате 1,8 миллиона поляков уехали из страны навсегда, что стало большой потерей для народа.
Но что стало с нашим автопромом спустя 20 лет? В тех городах, где были заводы, польские инженеры создают новые компании – например, фирма Solaris, которая создает самые современные в Европе автобусы. Мы уже отправляем на экспорт автобусы и легковые машины на 23 миллиарда евро в год.
О ценности кадров
Я считаю, что одним из самых важных ресурсов в ходе любых реформ являются люди. Чтобы привлечь инвестиции в страну, нужны не только бизнесмены, но и специалисты, которые будут работать на новых предприятиях. Для этого нам нужно было создать образование в этих сферах. Мы не уничтожали технических вузов, и сегодня инженер в Польше – это очень уважаемый человек. Есть даже предприятия, где простой рабочий имеет автомобиль за несколько миллионов евро.
Правительство поддерживает студентов технических вузов – им даже выделяют повышенные стипендии. Это дает результат, так как многие известные европейские компании ценят польских специалистов и понимают, что здесь есть потенциал для современного производства. И польские университеты уже имеют свой бренд – бывает так, что приезжают корпорации из Германии, дают деньги и просят подготовить им, например, сто инженеров за четыре года. Сейчас бум по нефти, поэтому приходят компании и скупают наших геологов. Поверьте, кадры – это очень важный инструмент.
О сельском хозяйстве
У нас был один путь – частная собственность на землю. Я вспоминаю, как 25 лет назад у нас была карточная система, мы были чистыми импортерами продовольствия. Реформ и вступления в Евросоюз боялись, прежде всего, крестьяне. Нужно было многое менять – и обновлять оборудование, и получать сертификаты.
Какой на сегодня итог? Именно сельское хозяйство выиграло больше всех – фермеры получили поддержку Евросоюза, сегодня у нас полтора миллиона частных хозяйств, а Польша составляет примерно 12% частного сектора ЕС. И самое главное, что наши крестьяне сегодня выдерживают конкуренцию, экспортируют 70% продукции в страны ЕС.
О Польше и Беларуси
Сегодня белорусские предприятия имеют возможность выходить на рынок ЕС – и льняная одежда может быть востребована, и молочная продукция, и продукция деревообработки. Польские инвесторы также нормально работают в Беларуси. Конечно, есть проблемы, но они есть в любой другой стране. Думаю, что постепенно нам нужно больше сотрудничать, быть более открытыми. Что касается реформ, то нужно, чтобы люди для них созрели. В Польше это произошло, потому что все поняли: дальше так жить нельзя. Какие в Беларуси будут реформы и когда – это решать вам. Когда вы поймете, что это необходимо, все белорусы сядут и решат, что делать дальше.