На Хэллоуин народное искусство в основном эстетическое и со вкусом. Почему же тогда другие наши праздники часто окружает псевдохудожественный трэш?
Об этом пишет Юлия Тельпук на сайте телеканала «Белсат».
Трубка в зубастом рту циклопа выглядит комично и ассоциируется с другим сделанным в Беларуси натюрмортом. Бутылку «Советского» стерегут жареные куры, одетые в женщину и мужчину. Головы их – апельсины, и одна из них – не против прикурить.
Этот эксклюзив onliner.by нашел на одном из избирательных участков, а журналисты и интернетчики увековечили в специальных сообществах социальных сетей. Листая другие экспонаты «народного художественного трэша», выяснилось, что куры–2015 еще и плагиат! Первыми были эти – несколько лет назад они поздравляли военных с Днем защитника отечества!
Аграрные изобретения также безграничны, но отметить хочется именно букет из овощей и цветов, из которого составили официальный герб.
Интерпретаций пазла из огурцов, васильков, картофеля и колбасы было множество и никто на государственном уровне ни разу не высказался против этого. Встретить копию герба можно было во время агровыставок и на праздник хлеборобов. «Недалеко от него стояла» и эта скульптура – наполовину зарытая в клумбу–шин женщина с ароматным белорусским караваем.
Но все – ничего по сравнению с украшением на стенде мясокомбината, где рачительные продавщицы показали безусловный креатив – колбасная церковь с куполом и крестом, как следует. Только для настоящих верующих!
А если ты спортсмен или болельщик, то должен олицетворять и настоящую зубриную силу лучшего хоккеиста страны.
Это лишь один из ряда звериных экспонатов Минского областного краеведческого музея в Молодечно. «Называть все это художественными попытками – сложно» – убежден эксперт в вопросах культуры «Либерального клуба» Вадим Можейко:
– Попытки сделать что-то «красивое» на бытовом уровне зачастую порождают сомнительные с художественной точки зрения примеры. Основная проблема публичного искусства современной Беларуси не в таких народно-наивных произведениях (по-своему художественно интересных), а в том, что такой стиль возводится в ранг государственной нормы. Те же «Дожинки», «Славянский базар» и другие официальные праздники зачастую продвигают самую низкопробную эстетику. Впрочем, и это также влияет на сознание людей и дает им образцы того «что такое искусство и красота». Что касается использования зверей, здесь причиной может быть разрыв между современной культурой и крестьянско-архаичной. Конечно, с точки зрения экологии, веганства, защиты животных и других трендов такое поведение выглядят средневековым извращением. Но для авторов таких композиций здесь нет ничего удивительного. Такое использование животных вполне вписывается в их культурную норму.
Культуролог и искусствовед Сергей Хоревский заметил, что нельзя забывать в этом контексте об общей ситуации:
– По-другому не может быть в условиях разрушения традиционной культуры, отсутствия определенной национальной идеологии, ущемления традиций и незнания собственной истории культуры. Второе – это незначительное знакомство и поэтому – малая преемственность рядовым человеком культурного и художественного опыта из зарубежья. Также важный момент – отсутствие рынка искусства и образования, которое предусматривало бы знакомство с колоссальными собственными традициями и развивало бы разнообразные навыки художественной практики с детства… В этом контексте отсутствует и художественная критика, как фактор регулирования рынка и формирования того же вкуса.
– Я на эти вещи смотрю не глазом раздраженного сноба–эстета, а все же как исследователь культуры и национальной идентичности. Распад советской централизованной идеологии и диктата советской унификации в моде, дизайне и декоративно-прикладном искусстве привел к формированию столь стихийной народной культуры, которая заполняет ниши, образованные в результате распада прошлой системы. То-есть – это и есть народное искусство, только уже не в условиях деревянной Беларуси с натуральным хозяйством и традиционным образом жизни.
Это народное искусство скрытое от туриста, который изучает интересные особенности и достопримечательности перед посещением Беларуси. На страницах справочников или в музейных архивах белорусского искусства представленное живописью, ювелирным делом. Делали ткани, орнаменты, вышивку, славились (и до сих пор славимся!) слуцкими поясами, уречанским стеклом. Если же говорить о деревенском искусстве, то его развитие до сих пор основывется на резьбе, ткачестве, работе с кирпичами и полосками. Когда речь идет о соломке, то имеется в виду совсем не это:
Хотя и не исключаем, что выглядит все выше указанное – достаточно забавно.